Есть один занятный анекдот времен баталий с Наполеоном. Не могу не поделиться.
Говорят, что давным давно, в 1812 году, где-то в одной небольшой деревне недалеко от Смоленска во дворе одного из крестьянских дворов сидели два генерала русской армии. Генералы страшно ругались между собой, потому что не знали точного положения своих войск, а сведения, которые им доставили разведчики, были, мягко говоря, противоречивыми.
Генералов звали Михаэль Андреас (или говоря русским языком – Михаил Богданович) Барклай де Толли и Петр Иванович Багратион и они командовали Первой и Второй армиями, на которых наседала Великая армия Наполеона.
Багратион непрерывно ворчал на Барклая:
- Ты немец. Тебе всё русское нипочем.
Как говорят, в ответ Барклай возражал своему визави:
- Ты, дурак, сам не знаешь, почему называешь себя русским!
Если говорить о нациях, то Барклай, строго говоря, в современном понимании был не совсем немец, а Багратион уж точно совсем не русский. И говорили они больше на французском языке, что не мешало им ощущать себя именно русскими генералами.
Впрочем, несмотря на то, что два генерала мягко говоря не дружили, во многом потому что Багратион считал, что командование объединенной армией следует доверить ему и тогда он «шапками французов закидает», под Смоленском армии объединились. Впрочем, затем продолжили отступление.
Вскоре состоялось назначение Кутузова. Он увел армию с подготовленной Барклаем позиции для генерального сражения у Царево-Займища, чтобы вскоре дать его у Бородино, а потом оставить Москву. Багратион получил при Бородино тяжелую рану, от которой не оправился. Барклай все сражение искал свою пулю, но так и не нашел. В дальнейшем заслуженно стал полным кавалером ордена Святого Георгия, вторым после Кутузова.
Михаила Богдановича склоняли на все лады в 1812 году, называли чуть ли не предателем при полном попустительстве Александра I . Но время все расставило на свои места. В 1837 году у Казанского собора в Петербурге появились памятники Кутузову и Барклаю. Но еще лучше, коротко и ясно, четырьмя строками в «Евгении Онегине» описал его заслуги Александр Сергеевич Пушкин:
«Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
-----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм