Помните свой самый страшный кошмар из детства?
«Доченька, пойдем поучимся читать/писать/рисовать?»
Так вот, Мария Монтессори такое бы не одобрила. Ребенок, считала она, будет лучше развиваться, если предоставить ему в этом самостоятельность.
Поэтому все игровое пространство она поделила на зоны:
· практическая – здесь дети учатся повседневным делам (подметать, мыть пол, развешивать белье и т.д.);
· сенсорная – здесь расположены специальные игры для развития моторики, внимание и памяти (сортеры, кубики и т.п.);
· математическая – здесь знакомятся со счетом и фигурами (цифры, башни и др.);
· языковая – здесь учатся читать и писать (наборы букв и слогов, книги и т.д.);
· космическая – здесь материал для знакомства с окружающим миром.
А потом дала детям возможность самим выбирать. Хочешь – строй башню, хочешь – застегивай кнопочки, никто тебя не заставляет заниматься по расписанию.
Результат получился впечатляющим. Дети с нарушениями развития, которые занимались по ее программе, через пару лет читали, считали и писали даже лучше обычных ребят.
Если бы в начале XX века был Инстаграм, Мария Монтессори быстро бы набрала десятки тысяч подписчиков)))) Но соцсетей тогда еще не было, и методу пришлось ждать сто с лишним лет, чтобы стать мега-популярным.
Это вполне объяснимо, ведь здесь много плюсов :
· дети разных возрастов занимаются вместе, при этом младшие понемногу учатся у старших;
· ребенок сам выбирает занятие, которое ему нравится;
· занятия учат самостоятельности;
· в коллективе царят взаимовыручка и уважение к другим;
· большая роль отведена развитию моторики.
Казалось бы, все супер, да? Но я также вижу минусы.
1. Не развивается творческое начало.
Дело в том, что в монтессори-центрах нельзя использовать предметы вне своей зоны. То есть если малыш захочет построить дом, скажем, из книг, ему это мягко запретят. Лично я за то, чтобы искать нестандартные способы использования обычных предметов.
2. Мало движения.
Увы, отдельной спортивной зоны в методике нет. Основные игры предусматривают сидячую работу.
3. Отсутствие сюжетно-ролевых игр.
В монтессори-садике с детьми не играют «в больницу», «в школу», «в дочки-матери». На мой взгляд, это большой недостаток, ведь так ребенок не будет готов к обычным социальным ролям.
4. Сложность адаптации к садикам и школам.
От муниципальных детских учреждений монтессори-центры очень уж отличаются. Так что ребенку будет тяжело перестроиться на обычную школу или детсад.
5. Сложная и дорогая организация.
Для того, чтобы обустроить хотя бы одну зону, придется выделить на нее как минимум половину комнаты. О цене на монтессори-игрушки я уже не говорю, можете сами загуглить.
Последний пункт для меня решающий. Если можно сделать что-то проще и дешевле – я только за.
Мой канал как раз об этом – о простых и эффективных методах развития детей. Подписывайтесь, чтобы научиться делать полезные игры за 10 минут и заниматься с ребенком не хуже, чем в центрах развития.
Например, здесь мастер-класс по развивашке, которая научит малыша считать