В 1941 году, в первые месяцы после начала войны, властями СССР была проведена уникальная операция по эвакуации тысяч предприятий с линии фронта в восточные регионы страны. Успешная реализация этого плана сыграла существенную роль в будущей победе. Некоторые заводы перевезли в Поволжье, включая Первый государственный подшипниковый, запущенный в Москве девятью годами ранее.
Гордость советской промышленности
Основное оборудование — более 1000 единиц — доставили в Куйбышев (ныне Самара), разместив его в зданиях, принадлежавших до этого военным — так называемый Линдов городок на улице Мичурина. Прибыли на новое место и заводчане — около 1,5 тыс. человек.
Практически все работы по организации предприятия проводили без спецтехники, вручную, включая и разгрузку станков. В первое время из-за нехватки помещений отдельные цеха появлялись прямо на улице — между зданиями делали крышу. А роль ТЭС выполняли восемь списанных паровозов, которые лишь в 1948-ом заменила стационарная котельная.
В сжатые сроки — с октября по ноябрь — было налажено производство подшипников, предназначенных для Т-34, которые собирали в Челябинске. В общей сложности до 1945-го выпустили свыше 50 млн подшипников. В послевоенное время завод, получивший имя ГПЗ-4, был реконструирован; запустили станкостроительный цех. Один из филиалов стал самостоятельным предприятием — ГПЗ №9. Со временем появлялись новые корпуса: началось производство миниатюрных приборных и сверхкрупногабаритных подшипников. Последние регулярно экспортировали в ГДР, Венгрию и другие страны Европы.
Вплоть до конца 1980-х предприятие продолжало развиваться, не только увеличивая количество выпускаемой продукции, но и улучшая ее качество; проводились работы по реорганизации цехов, что позволило снизить себестоимость и повысить производительность.
Гигант умирает
Но после распада СССР этот гигант подшипниковой промышленности, как и многие другие заводы в стране, стал постепенно умирать. Если ГПЗ-9, выведенный ранее из производственного объединения, продолжил работу, то основное предприятие, пережившее преобразование в АО «Шар» (обанкротилось в 2001-ом), погибало на глазах. С каждым годом уменьшалось количество выпускаемой продукции, сокращался штат.
Если в начале 1980-х на ГПЗ №4 трудилось 34 тыс. чел., то к середине 1990-х — 13 тыс., а еще через десять лет — 2,3 тыс. чел. С 2007-го предприятие больше не дает новой продукции. За время своего существование завод выпустил около 8 млрд подшипников. Спустя два года после приостановки работы, вместо ЗАО «СПЗ-4» появилась компания «Самара-Центр», которая позднее объявила, что на территории завода будет возведен современный микрорайон.
О судьбе зданий бывшего завода велись жаркие дискуссии. Некоторые выступали за их сохранение как памятников истории и архитектуры. Ведь многие строения еще до 1941-го являлись артиллерийскими казармами, построенными в 1910-ом. Поэтому поступали предложения о реконструкции этих зданий и превращении их хоть в коммерческую, хоть в жилую недвижимость, что практикуется во многих странах Европы, а иногда и в России.
Но владелец этих земель все же заявлял, что на территории 40 Га возведут многоэтажные жилые дома общей площадью около 500 тыс. кв. м; построить предполагалось и отель на 200 номеров, и ТРЦ, а также школу, детсад и парковку.
Здания завода снесли, но новых объектов так и не появилось: в 2018-ом компанию «Самара-Центр» признали банкротом, а площадка СПЗ-4 перешла к кредитору — Балтинвестбанку. В том же году со стороны Московского шоссе ГК «Анион» начала строительство многоэтажного здания IT-технопарка, которое закончили в 2020-ом. Рядом планируется еще несколько построек разного назначения.
Небоскребы для Самары
Позже стало известно, что старый проект микрорайона, разработанный при «Самара-Центр», был отменен региональными властями. Часть земли приобрела ГК «Новый Дон», которая планирует застроить 20 Га высотными зданиями — до 250 м. Публичные слушания, где обсуждался вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства прошли в конце октября прошлого года; принимавшие в них участие жители Самары проголосовали «за». Конечное слово за городскими властями.
Вероятно, в скором времени будет представлен проект будущей застройки, и в Поволжье уже через несколько лет на месте легендарного завода могут появиться первые небоскребы. Сегодня в Самаре нет зданий от 150 м. Пока в России таковыми могут похвастаться Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Владивосток.
Далеко не все поддерживают эту инициативу. По словам доцента Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского, кандидата архитектуры, а в прошлом главного архитектора Самары Стадникова Виталия Эдуардовича, согласно предварительным материалам, предполагается типичная точечная застройка, при этом не учтены все параметры, которые необходимо учитывать в проекте планировки территории.
По мнению эксперта, которое он выразил в разговоре с нами, проект окажет негативное влияние с точки зрения воздействия на городскую окружающую среду. Стадников отметил, что в данном случае вопрос не столько в этажности, сколько в качестве самой застройки. А в отношении последнего у него большие сомнения.
Если ограничиться лишь возведением жилой недвижимости без должной инфраструктуры, это может создать серьезные трудности — считает архитектор. Без школ и детских садов жители будут вынуждены каждый день отвозить детей в другие районы, а это дополнительная нагрузка на улицы города — Самара обретет больше проблем от проекта. По мнению Стадникова, в этом месте можно было бы развивать деловой район с внедрением жилья, но строить лишь жилье, притом такой высоты, с точки зрения общего развития города — неразумно.
В статье использованы изображения с сайта progorodsamara.ru
Читайте: Уникальная в своем роде – ГЭС "Пороги": построена в 1910-ом, остановлена в 2017-ом