"Рим, который мы чтим - это не только Рим памятников и славных руин. Рим - это другое: речь идет не о благородных камнях, а о живой душе города, воплощенной в камне, это не ностальгическое созерцание прошлого, а подготовка к будущему" (из речи Муссолини от 21 апреля 1922 года).
"Через 5 лет Рим должен выглядеть замечательным примером для всех людей мира - просторным, аккуратным и монументальным, каким он был во времена империи Августа " (из речи Муссолини от 31 декабря 1925 года).
Я уже довольно много лет занимаюсь именно тоталитарным искусством и, несмотря на всю свою изначальную противоречивость и неоднозначность, в каком-то смысле порочность и генетическую ангажированность в идеологию, творчество этой поры оказывается довольно оригинальным и очень даже художественным, вопреки правилам хорошего тона умалчивать сие факты и видеть в искусстве этой эпохи исключительно мракобесие и скверну.
И вот ДВОРЕЦ ИТАЛЬЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ в Риме (1937-1952) Эрнесто Ла Падула, Джованни Гуеррини и Марио Романо, так называемый "Colosseo quadratо" ("Квадратный Колизей") - грандиозный бренд времени Муссолини. Такой ритмически цельный белоснежный куб - памятник диктатуры, порока и человеческого эго.
Это настоящая гипнотическая симфония арок.
Такой, вошедший в реальность (или сошедший с полотен) метафизический архитектонический вакуум Джорджо де Кирико - мир тишины, до боли в ушах, что вот-вот лопнут перепонки.
Это абсолютно глухая архитектура, ибо она не слышит крики вокруг, как не слышат их и тоталитарные режимы.
На фасадах дворца выбито: "Нация поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев", а по периметру куба расставлены статуи, от юношей - укротителей коней, отсылающих к Диоскурам с Форума, до аллегорических героизмов и политических гениев (разве что слонов и верблюдов породили не они - все по заветам старшего властителя фюрера).
Кстати, считается, что количество арок на фасадах соотносится с разными датами правления Муссолини.
В 1935 наместник Рима Джузеппе Боттаи подал дуччо идею устроить в столице Всемирную выставку, которая бы прославила итальянскую нацию и фашистский режим.
Муссолини идея понравилась кроме всего прочего и потому, что так можно было бы широко (на весь мир) отпраздновать 20-ую годовщину "Похода на Рим" фашистской революции, то есть приурочить данное событие к годовщине прихода к власти дуччо.
Так родился грандиозный район EUR (арена выставочных событий и визитная карточка режима Муссолини), ген.проект которого был представлен в начале апреля 1937 года. Изначально он назывался "Е42" (аббревиатура названия выставки и года ее проведения) и должен был стать пространством, утверждавшим величие и мощь новой римской империи.
Главным символом сие замысла должна была стать символическая Арка Воды и Света, свыше 100 метров, которая так никогда и не была построена. Поэтому им стал дворец.
Вторая Мировая Война изменила ход истории - изначальный план так и не был до конца реализован, а правлению Муссолини в 1943 году пришел конец. Только в 1950-х годах строительство возобновилось - готовились к проведению Олимпийских Игр XVII (1960).
Сам дворец стоял пустынный и одинокий, лишенный жизни, как и все те же полотна де Кирико - мир, где не то, чтобы человеку не было места, скорее пространство, где он, человек, просто не может появиться, ибо в нем нет кислорода (нечем дышать).
Этот устрашающе красивый белый куб до 2015 года толком не использовался.
А потом модный Дом Fendi взял его в аренду у правительства, отреставрировал и превратил в свою штаб-квартиру.
Авторитетно по определению; стильно, потому что гармония арок, плотные тени которых звучно и дружно маршируют по белым каменным стенам; привлекательно, потому что все, что под запретом, хоть и негласным, привлекательно особенно сильно; азартно, потому что семантику здания топором, все-таки, не выбьешь.
И теперь некогда символ тоталитаризма стал центром диктатуры иного рода - диктатуры моды, которой уже мы все всегда подчиняемся с удовольствием.