Богдан Зварич, главный аналитик Промсвязьбанка, в интервью порталу Finversia.ru рассказал о недооценённости российского рынка в пунктах индекса Мосбиржи, о главных рисках для нашей экономики в этом году, а также о прогнозах банка по ужесточению ДКП в США.
Автор: Федор Чайка
– Богдан, кривая доходности по 30-летним облигациям США показывает, что рынок закладывается на рост инфляции. Между тем правительство готовит новые фискальные пакеты помощи. Не приведёт ли это к повышению ставки ФРС?
– Динамика доходности американских облигаций показывает рост инфляционных ожиданий в США, отражая озабоченность инвесторов относительно влияния тех пакетов помощи, которые уже анонсированы, включая пакет размером $1,9 трлн, предложенный президентом Байденом . То есть рынки заранее закладывают влияние данных пакетов на инфляцию. Что же касается повышения ставки ФРС, то данное событие в любом случае когда-нибудь произойдет. И остается вопрос временного горизонта. Пока все сигналы, которые подает американский регулятор, говорят о том, что ФРС готова удерживать мягкую денежно-кредитную политику продолжительное время. В своём последнем выступлении в профильном комитете Палаты представителей глава ФРС Джером Пауэлл вновь подтвердил, что регулятор не собирается менять свою политику, заявив, что экономика далека от целей «полной занятости» и инфляции. При этом он отметил, что восстановление инфляции к целевым показателям может занять три года или более. Таким образом, Пауэлл ослабил опасения относительно возможного повышения ключевой ставки в обозримой перспективе.
– Какие прогнозы по американскому рынку? Учитывая, что крупные инвестиционные банки предупреждают своих клиентов о 100-процентной вероятности коррекции.
– В 2021 году мировая экономика продолжит восстановление. Активизация процесса вакцинации и улучшение ситуации с коронавирусом будут способствовать постепенному смягчению и снятию карантинных ограничений, что поспособствует росту деловой активности и постепенному возврату экономики в привычное русло. Это создает предпосылки для смещения фокуса инвесторов на циклические сектора (сырьевые компании, финансовые учреждения, обрабатывающую промышленность, транспорт), сильно пострадавшие в период пандемии и имеющие неплохой потенциал роста. В свою очередь это может привести к дальнейшему росту американских индексов. При этом сдерживающим фактором выступит охлаждение интереса к таким секторам, как высокотехнологичный, потребительский и строительный. Восстановление акций циклических секторов, по нашим оценкам, в 2021 году может поспособствовать росту индекса S&P500 в направлении 4000 пунктов.
– Согласно большинству прогнозов, наступивший год должен стать годом слабого доллара и, как следствие, развивающихся рынков. Но за полгода индекс доллара снизился лишь на 3,5%, а последний месяц даже растёт. Рынок вновь показывает обратное консенсусу движение?
– Действительно, в рамках текущего года есть потенциал для ослабления доллара. Этому поспособствует мягкая денежно-кредитная политика в США и существенные пакеты помощи, влияние которых может проявиться по мере восстановления деловой и потребительской активности. В сложившихся обстоятельствах в рамках базового сценария, предполагающего отсутствие экономических шоков и восстановление мировой экономики, мы видим возможности для роста пары евро/доллар в район 1,28-1,3, что предполагает потенциал ослабления американской валюты порядка 7%. Однако во второй половине года на фоне замедления темпов роста мировой экономики доллар может отыграть часть потерь.
– Каковы шансы, что развивающиеся рынки всё же перейдут к росту? Какие именно?
– С начала года MSCI Emerging Markets Index прибавил порядка 6,5% по сравнению с ростом на 4% индекса, демонстрирующего общемировую динамику, что говорит о том, что развивающиеся рынки чувствуют себя лучше. При этом в дальнейшем можно рассчитывать на сохранение интереса к развивающимся рынкам. Здесь скажется рост интереса к циклическим компаниям, представителей которых на рынках развивающихся стран больше, что говорит о их повышенной привлекательности по отношению к развитым.
– Про российский рынок говорят, что он самый недооценённый среди развивающихся. Как, впрочем, последние 20 лет. Вы разделяете эту точку зрения?
– По нашим оценкам, полная фундаментальная оцененность российского рынка составляет 4016 пунктов по индексу МосБиржи, что предполагает потенциал роста порядка 18% относительно текущих уровней и говорит о его привлекательности с точки зрения инвесторов. При этом мы позитивно смотрим на его динамику в текущем году, ожидая в базовом сценарии, что индекс МосБиржи сможет подняться в район 3720 пунктов. Глобальные тенденции в виде спроса на циклические сектора и устойчивая ситуация на рынке энергоносителей смогут поддержать спрос на ключевые бумаги российского рынка, большинство из которых характеризуется невысокими оценками и хорошей дивидендной доходностью. Плюс к этому, поддержать российские акции может активный приток средств частных инвесторов – в условиях низких ставок фондовый рынок является привлекательной альтернативой банковским депозитам. Сдерживающим фактором станут санкционные риски, которые не позволят российскому рынку полностью реализовать свой потенциал.
– Какие главные риски для нашего рынка в наступившем году? Учитывая, что Джо Байден уже обрушился с угрозами в адрес России, а Администрация готовит новые санкции. Какими они будут? Есть риск, что будут введены ограничения на покупку госдолга? Санкции против госбанков? Компенсирует ли рост цен на нефть геополитический негатив?
– Можно выделить два основных риска. Первым из них выступает торможение мировой экономики, в частности из-за затягивания пандемии вследствие низкой эффективности вакцин к новым штаммам вируса. Это приведет к снижению интереса инвесторов к рынкам акций и оттоку капитала в защитные инструменты, а также ухудшению ситуации на рынке энергоносителей. Негативным фактором могут выступить и геополитические шоки - приход новой администрации способствует росту опасений инвесторов относительно усиления санкционного давления.
Что же касается вероятных санкций, то в базовом сценарии мы не ожидаем санкций, способных существенно повлиять на российскую экономику. Скорее всего, продолжится введение санкций на конкретные лица, которые, по мнению американской стороны, причастны к тем или иным «инцидентам».
– Как можно оценить «санкционную» риск-премию в нынешнем курсе рубля? Многие аналитики предсказывают крепкий рубль в этом году. Не окажется ли так, что рынок переиграет и этот консенсус?
– По нашим оценкам, в течение 2021 года размер санкционной премии в рубле в среднем составит порядка 15%. Что же касается динамики национальной валюты в течение года, то, на наш взгляд, она будет скорее «боковой» - ориентиром в среднем по году и на его окончание видим отметку 74,5 рубля. При этом краткосрочно в рубле может возрастать волатильность, что может приводить к сильным локальным отклонениям от этого ориентира.
– Какую структуру портфеля вы бы посоветовали сейчас? Учитывая все вышеизложенные риски? Какая должна быть страновая аллокация?
– Учитывая наши ожидания по динамике российского рынка, мы рекомендуем терпимым к риску инвесторам увеличивать долю акций в своих портфелях. Наиболее интересно выглядят ликвидные бумаги, предлагающие хорошую дивидендную доходность. В частности, нам представляются весьма привлекательными по соотношению риск/доходность ключевые акции финансового и потребительского сектора, ведущих металлургов, газовых компаний, «фишки» в электроэнергетике. При этом ситуация на рынках может достаточно быстро меняться, что не позволяет придерживаться стратегии «купи и держи» и ведет к необходимости оперативного управления портфелем. Консервативным инвесторам стоит обратить внимание на облигации качественных эмитентов из 1-2 эшелонов, следить за размещениями с премией ко вторичному рынку. При этом рекомендуем формировать диверсифицированный портфель, включающий корпоративные бумаги срочностью до 3 лет, а также ОФЗ с плавающим купоном, привязанным к ставке RUONIA, и ОФЗ-ИН, дающие защиту от инфляции. Что же касается инвесторов с большей склонностью к риску, то они могут рассмотреть покупку драгоценных металлов, а также иностранных акций. Однако здесь необходим высокий уровень экспертизы ввиду перегретости отдельных секторов рынка акций.