Поскольку оценки некоторых крупнейших технологических компаний мира ставятся под сомнение некоторыми скептиками как дорогостоящие, я вспоминаю разговор с начала 2020 года, когда термины “блокировка” и “социальное дистанцирование” были в значительной степени неслыханными.
Мы обсуждали Теслу. Его перспективы были, наконец, признаны рынком и вознаграждены массовым ростом цен на акции. Он наклонился через стол и сказал: “Скажи мне, что ты продаешь свои акции”.
Что поразило меня, так это не его вера в то, что мы должны продавать, а то, что он, казалось, придерживался этого с такой абсолютной уверенностью. Его утверждение не имело ничего общего с самой компанией, а скорее с его укоренившимся убеждением, что, когда цена акций сильно растет, вы должны продать. Это был здравый смысл. Поступать иначе было бы глупо, жадно и недисциплинированно.
Эта общепринятая мудрость пронизывает большую часть финансовой индустрии. Как гласит старая поговорка: «получать прибыль всегда правильно». Клиент вряд ли будет недоволен или действительно заметит, если вы продадите акции, которые впоследствии значительно подорожают. Потеря упущенного потенциала не отражается в данных о производительности. Возможно, так и должно быть.
С другой стороны, если инвестиционный менеджер продолжает держать акции, о которых идет речь, и их цена начинает падать, это падение будет четко видно в данных об эффективности. Менеджеру следует ожидать, что его спросят, если не отчитают. Вот почему, с точки зрения инвестиционного менеджера, никогда не ошибаться в получении прибыли.
А как насчет клиента? Для клиента инвестирование в акции является асимметричным — преимущество отказа от продажи практически неограниченно, в то время как недостаток, естественно, ограничен.
Для клиента это может быть очень неправильно-фиксировать прибыль. К сожалению, слишком немногие управляющие фондами стараются сделать инвестиции правильными для инвесторов. Большинство конвенций и практик существуют для того, чтобы служить, защищать и обогащать интересы инвестиционных менеджеров.
На самом деле, часто не просто неправильно фиксировать прибыль, но это может быть наихудшей возможной ошибкой.
Исследование Хендрика Бессембиндера, профессора Аризонского государственного университета, показало, что почти 60% мировых акций за последние 28 лет не превзошли месячные казначейские векселя. Это может показаться оправданием для того, чтобы вообще не инвестировать в акции.
Но причина, по которой инвестирование в акции в целом, к счастью, все еще стоит, заключается в небольшом количестве компаний - суперзвезд. По подсчетам Бессембиндера, на долю примерно 1% компаний приходилось все глобальное чистое создание богатства. Остальные 99% компаний были отвлечением от задачи делать деньги.
Это должно потрясти самые основы инвестиционной индустрии. Вся индустрия активного менеджмента должна пытаться идентифицировать эти компании-суперзвезды, поскольку ничто другое на самом деле не имеет значения.
Но для этого требуется совершенно иной менталитет, чем тот, который демонстрирует сегодня финансовая индустрия. Это требует сосредоточения на возможности экстремального роста, а не на парализующем страхе перед ограниченным падением.
Исследование Бессембиндера ясно показывает, что именно долгосрочное инвестирование в акции компаний-суперзвезд имеет значение. Инвестирование требует терпения, чтобы справиться с неизбежными взлетами и падениями, которые испытывают такие компании.
К сожалению, такое поведение несовместимо со стимулами и ежегодными бонусами традиционных финансов. Тем не менее, они являются предпосылками. В конце концов, смысл суперзвездных компаний в том, что они могут подняться в пять раз, а затем снова подняться в пять раз.
Давайте возьмем практический пример. В 1999 году Goldman Sachs инвестировал в китайскую компанию электронной коммерции Alibaba. Ширли Лин, работавшая в его фонде прямых инвестиций, сказала, что ей предложили инвестировать 5 миллионов долларов за 50-процентную долю. К сожалению, она сказала, что ее коллеги считают $5 млн слишком рискованными, и поэтому они решили инвестировать “более безопасные” $3 млн.
Пять лет спустя их доля стоила 22 миллиона долларов, что в семь раз больше прибыли. В этот момент было принято решение о продаже. Во многих отношениях это была удивительно успешная инвестиция, пока вы не осознали, что сегодня эти акции стоили бы более 200 миллиардов долларов.
Одна только эта инвестиция, если бы она была проведена, стоила бы сегодня почти вдвое больше стоимости всего Goldman Sachs.
Когда его спросили, почему Goldman Sachs продал, Лин дал предсказуемый ответ: “Они хотели более быстрых результатов”. Хотя этот пример является крайним, суть ясна: при инвестировании часто не только неправильно получать прибыль в банке, это может быть самая большая ошибка, которую вы совершаете.
Несмотря на это, почти на каждой встрече с клиентами меня спрашивают о нашей дисциплине продаж. Никто никогда не спрашивал меня о нашей самодисциплине. Это большой позор, так как большая стоимость для возвращения клиентов происходит из-за невозможности удержать компании суперзвёзд, когда их доходы бегут вверх.
Выпуск вёлся от писателя - инвестиционного менеджера Baillie Gifford.