Вот и наступила долгожданная — пусть пока что только календарная — весна. Мы от всей души поздравляем Вас с первым мартовским днём! Надеемся, что несмотря на свою понедельничность, он будет для Вас приятным и благополучным.
Тем более, что именно сегодня мир празднует день кошек. Мимо такого превосходного повода канал «Живопись» не смог пройти равнодушным.
Итак, сегодня мы приглашаем Вас приобщиться к усато-хвостатой теме в творчестве мастеров изобразительного искусства.
Сможете ли Вы, дорогой читатель, верно определить авторов приведённых ниже работ, в композиции которых присутствуют очаровательные домашние любимцы?
И как обычно: наши комментарии под изображениями картин помогут Вам отыскать верный ответ. На сей раз они явно будут нелишними, поскольку (следуя многочисленным пожеланиям читателей) мы несколько приподняли уровень сложности викторины 😀.
1. «Портрет молодой женщины, держащей кота», 1525-1530
Дар живописца явно перешёл к нему по наследству. Впрочем, точно так же по наследству он передался и последующим поколениям его семьи.
Как раз сегодня, 1 марта 2021 года, исполняется 527 лет со дня рождения маэстро. В историю искусства наш герой вошёл как прекрасный мастер росписи церковных алтарей и дворцов аристократии. Впрочем, нас с Вами интересуют его работы на холсте, ведь именно там художник неоднократно обращался к «кошачьей» теме. Написанные его рукой пушистые домашние любимцы нередко «спасали» портрет какой-нибудь не в меру анемичной знатной дамы; служили дополнительным аргументом в раскрытии характеров персонажей; привносили толику уюта в помпезные парадные залы владетельных герцогов. Словом — «учитывали» не только флорентийскую традицию, но и передовые веяния голландской и германской живописи XVI века.
2. «Мамина гордость», дата неизвестна
Здесь всё просто. Мы с Вами, дорогой читатель, имеем дело с художником, специализирующимся на изображении повседневной жизни домашних животных. И не ищите в этих картинах афоризмов, подтекстов и намёков на что-нибудь социальное, политическое или культурное. Просто котики. Ничего лишнего. Всё как и сегодня, только не на страницах соцсетей, а непосредственно на холсте.
Не жалея нежных рук, наш герой соорудил для домашних питомцев отдельное помещение под крышей своей художественной мастерской. И просто наблюдал за играми, ссорами и сытым бездельем, которым с полной ответственностью придавались его усатые натурщики. Лучшие сценки из жизни кошек попадали на стены домов столичных нуворишей. Как говорится: «Профит!»
3. «Обед кошки», дата неизвестна
Негласное кредо этого живописца — концентрация на деталях композиции. И любовь к кошкам. Впрочем, могло ли быть иначе? Ведь на жанровую живопись нашего героя коренным образом повлияли уроки великого деверя, взявшего перспективный талант «под своё крыло». Тот также был «влюблён» в этих чудесных животных.
Именно новообретённый родственник сумел раскрыть талант нашего героя во всю его ширь, научив не бояться смелого обращения к собственным вкусам и предпочтениям, внушив мысль о пользе творческих экспериментов. И эти искания привели того — в том числе — к «кошачьей» теме. Отныне и впредь кошки буквально «поселились» в работах начинающего мастера. В то время как многие его друзья по творческому цеху отдавали предпочтение классическим нарративам античных легенд и библейских сюжетов — наш герой никогда не боялся более сложных и актуальных тем. И не стеснялся периодически помещать в центр действия своих полотен мурлыкающих хвостатых красавиц.
4. «Белая кошка», 1912
В истории мировой живописи этот художник остался в первую очередь как мастер мгновенного впечатления. Однако, за броскими контрастами и эффектными контурами всегда стояло нечто большее, чем простая констатация реальности и дань эстетике зарождающегося модерна. Кошки являлись не столько центральными фигурами композиций его картин, сколько глубокими метафорами на темы искренности, непосредственности, независимости характера. Равно как и на более острые темы переменчивости и конечности жизни. Вот почему к типично немецкой экспрессии автора с годами всё сильнее примешивалась выраженная геометричность и «кричащие», неспокойные тона.
5. «Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой», 1887
Великий портретист создавал эту картину по просьбе близких друзей. Желая как можно полнее раскрыть характер героини портрета, он некоторое время искал подходящий для этой цели живописный приём. Пока — наконец — не остановил выбор на котёнке. Как это часто бывало в карьере маэстро — ставка на сентиментальность оказалась поистине гениальной. Дремлющий на руках у девочки пушистый зверёк наделил картину особой аурой покоя и уюта.
Мы видим некоторую «искусственность» позы ребёнка, нарочитую «правильность» его осанки, поворота шеи и наклона головы. Всё это могло бы создать ненужную эмоциональную дистанцию между зрителем и героиней портрета. Но тут откуда не возьмись явился трёхцветный генератор всеобщего умиления — и вуаля! Его полнейшее доверие к девочке помогает зрителю ощутить эмпатию к героине произведения, ставшего одним из лучших в карьере мастера.
6. «Молодая женщина, принимающая ванночку для ног», 1766
Его милых и забавных котов и кошек можно повстречать как на пространствах жанровых зарисовок, так и на полотнах, ставших результатом выезда художника на пленэр. Как правило, в работах нашего героя домашние питомцы не «перетягивают» на себя внимание зрителя, оставаясь выразителями тайных мыслей и деланий своих хозяев. Намекая, указывая, акцентируя, подчёркивая атмосферу произведения в целом. Играя роль второстепенных персонажей-резонёров, помогающих мастеру обратить каждое новое полотно в подобие пьесы Мольера. Разве что «со скидкой» на повсеместное торжество культуры Рококо.
🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь активно мнениями в комментариях и репостами на страницах своих социальных сетей! Спасибо, что уделили время прочтению статьи! Приглашаем посетить наш сайт!