В военно-морской истории много примеров, когда корабли, построенные по одному проекту, оказываются в дальнейшем связаны судьбами на многие годы, а часто – и до гибели. Действительно, построенные в начале ХХ века германские крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» прошли практически слаженной «парой» свой боевой путь и погибли в одном бою, русские эскадренные броненосцы типа «Бородино» прямо со стапеля вошли в состав Второй Тихоокеанской эскадры, обошли в своем первом и последнем плавании полсвета, чтобы практически в один день погибнуть в одном бою. И таких примеров может быть приведено достаточно много, и судьба линейных крейсеров типа «Конго» также вписывается в эту схему. Построенные в годы Первой мировой войны эти корабли последовательно прошли через все модернизации, чтобы принять участие в сражениях Второй мировой войны на Тихом океане и погибнуть в них. Причем два корабля погибли практически одновременно и в одном бою, так называемом морском сражении за Гуадалканал, 12-15 ноября 1942 года.
«Американские линейные корабли открыли огонь одновременно: шесть залпов, всего 108 снарядов весом более тонны каждый смешались с частым огнем японцев. Наблюдатели на возвышенности острова затаили дыхание при виде этой страшной в морской истории картины, когда на мощном японском корабле неожиданно взметнулся огромный столб пламени в самой его середине. Корабль перевернулся так быстро, что последние снаряды дробили уже его днище и взорвались между палуб в тот момент, когда он исчез с поверхности», - так описывает очевидец уничтожение японского линкора «Кирисима», который 15 ноября 1942 года у острова Гуадалканал столкнулся носом к носу с двумя новейшими американскими ЛК: «Вашингтоном» и «Саут Дакотой».
Нами приведена цитата из статьи Г.Смирнова, опубликованной в журнале «Моделист-конструктор» №3/1973 в разделе «Морская коллекция», достаточно эмоциональное и яркое описание, которое в целом передает общий исход боя, но не совсем соответствует действительности, вернее, имеющимся на настоящий момент данным о тех событиях. Давайте вспомним, что же произошло в тех ночных боях, и какова судьба двух «героев» нашего выпуска – линкоров «Хией» и «Кирисима», при этом постараемся не пересказывать известные факты.
Построенные как линейные крейсера "Хией" и "Кирисима" в 30-е годы были переклассифицированы в японском флоте в"линкоры", поэтому мы будем их так и называть в тексте
К началу ноября 1942 года бои на Гуадалканале не прекращались, американцы продолжали крепко удерживать позиции и наращивать свои силы на острове, осуществляя перевозки войск днем. Японцы перевозили войска ночью, производя обстрелы аэродрома, используя для этих целей имеющиеся корабли от эсминцев до линкоров. Как раз в этот период Ямамото планировал перебросить на остров крупный десант ночью 14-15 ноября и предварительно произвести два сильных артобстрела острова ночью 12-13 ноября и 13-14 ноября. Вероятно, план был не плохой, но у него имелся крупный недостаток – американский командующий «Бык» Хэлси знал о намерениях японцев. Соответственно, американцы успели усилить гарнизон острова, а на подходах к нему действовала специальная Оперативная группа TF -67.4 контр-адмирала Каллахена в составе 5 крейсеров (тяжелые КР «Сан-Франциско», «Портленд», легкие КР «Хелена», «Атланта» и «Джуно») и 8 эсминцев.
Для действий против Гуадалканала японцы создали диверсионную группу вице-адмирала Абэ в составе двух линкоров («Хией» (флагман) и «Кирисима»), легкого КР «Нагара» и 14 эсминцев. Японские ЛК готовились к обстрелу береговых целей, в первую очередь – аэродрома, соответственно в орудийные башни ГК были подняты осколочно-фугасные снаряды. Противника японские ЭМ обнаружили в 01.42 на дистанции в 10000 метров, сразу стало ясно, что обстрел береговых сооружений придется отложить, и в башни срочно необходимо подать снаряды другого типа.
Как отмечает С.Далл в книге «Боевой путь Императорского японского флота»: «…пришлось противопехотные снаряды отправлять в погреба и пытаться откопать там бронебойные снаряды, чтобы поднять их в башни. В течение 8 минут ситуация была критической, это напоминало положение адмирала Нагумо, когда тот занялся перевооружением самолетов при Мидуэе. Если бы вражеский снаряд попал сейчас в башню, вызвав пожар в погребе, корабль был бы немедленно уничтожен. Но американцы дали Абэ эти 8 минут…».
Насчет "Откопать бронебойные снаряды" - по моему мнению, это "сильно сказано", как будто погреб линкора это какая-то свалка вещей, но пусть это останется на совести автора книги.
Необходимо отметить, что, по некоторым данным, ЛК «Хией» и «Кирисима» первые залпы сделали все-таки специальными осколочными снарядами, предназначенными для обстрела береговых целей. И их расход как раз и был одной из причин, по которым вице-адмирал Абэ отказался от обстрела Гуадалканала после боя с американскими кораблями. Японцы подходили к проливу тремя колоннами, в кильватере КР «Нагара» шли «Хией» и «Кирисима», прикрываемые слева и справа ЭМ, имея впереди дозор из двух эсминцев, которые первыми и заметили американские корабли.
Американские корабли шли практически навстречу японскому соединению одной колонной - впереди шли 4 эсминца в кильватерном строю, за ними 5 КР, сзади еще 4 эсминца, причем корабли с самыми мощными и современными радарами размещались у американцев в середине строя. Нерешительность американского командующего и общая несогласованность действий не позволили своевременно открыть огонь по противнику, используя преимущества имеющихся радаров. В результате ошибок командования с двух сторон произошел бой, получивший название «бой в Пятницу 13-го», который, по словам С.Далла: «… заслуживает названия самого суматошного, самого беспорядочного, самого нашпигованного ошибками боя за всю войну».
Колонны противника практически наткнулись одна на другую, но японцы первыми включили прожектора и в 01.50 открыли огонь. «Хией» осветил прожекторами передовой американский КР, им оказался «Атланта», и открыл огонь из 356-мм орудий с дистанции около 4000 м, практически в упор. Первый залп с «Хией» разнес на куски надстройку крейсера, практически уничтожив носовой мостик. Однако первое замешательство прошло, и американские корабли открыли ответный огонь.
На освещенный линкор «Хией» обрушили артогонь все четыре передовых ЭМ, причем использовали все, что было на борту – от универсальных 127-мм орудий до 20-мм зенитных автоматов. Буквально за несколько минут с дистанции от 270 до 1800 метров надстройки «Хией» были практически изрешечены ливнем мелкокалиберных снарядов. Под таким яростным отпором японские линкоры повернули налево и начали отход на север. «Кирисима» повернул первым, за ним последовал «Хией».
На этом этапе не только артогонь угрожал японским ЛК. Шедший головным американский ЭМ «Кашинг» первым выпустил шесть торпед в японца с расстояния около 900 м, но промахнулся, за ним произвел торпедную атаку ЭМ «Лэффи», его торпеды, выпущенные с ближней дистанции, не взорвались и лишь ударились о борт линкора (по версии С.Э.Моррисона), однако ответные залпы японских кораблей и торпеда уничтожили «Лэффи». Следующие торпеды выпустили ЭМ «Стеретт» и « O ’Беннон», шедшие третьим и четвертым в американской колонне, но и их шесть торпед также не поразили цель. Интересный факт, в ночной неразберихе американский ЭМ «О’Беннон» настолько близко разошелся с «Хией», что орудия линкора не смогли опуститься достаточно низко для ответного огня.
В ходе боя американская колонна практически проникла в центр строя японской эскадры, отрезав головные японские эсминцы и разделив линкоры.
Пока «Хией», находясь слева от американских кораблей, получал значительные повреждения от сосредоточенного огня, «Кирисима», шедший немного позади, вел огонь по противнику, имея всего только одно попадание 203-мм снаряда. Буквально через несколько минут с «Кирисимы» заметили «Сан-Франциско», который на время прекратил огонь, и на американский КР обрушился шквал огня. Корабль был серьезно поврежден: выведены из строя башни ГК, разрушены надстройки, прямым попаданием в ходовой мостик крейсера убиты командующий американским соединений контр-адмирал Р.Дж.Каллахэн и командир КР капитан 1-го ранга Кассин Янг. Бой превратился в неуправляемую свалку. Японские ЛК медленно уходили на север, за ними следовали американские корабли, которые в свою очередь подвергались ударам японских эсминцев.
По словам С.Э.Моррисона: «… зеленоватый свет осветительных снарядов заставил потускнеть звезды над головой. Артпогреба взрывались ослепительными букетами белого пламени, пылающая нефть вздымала колеблющиеся колонны желтого огня. На горизонте виднелись тусклые красные точки тлеющих корпусов, то скрываемые дымом, то озаряемые вспышками. Море, покрытое нефтью и плавающими обломками, кипело фонтанами от взрывов снарядов…».
Но бой постепенно стих к 02.00, японский вице-адмирал Абэ отказался от операции и приказал отходить на север. Линкор «Кирисима», получив приказ, быстро ушел в северном направлении, тяжело поврежденный «Хией» также медленно уходил от места боя. В ходе перестрелки один из снарядов (по некоторым данным, это был снаряд с КР «Сан-Франциско») поразил левый борт линкора ближе к корме, проделав двухметровую пробоину, через которую вода начала заливать отсек с приводами рулевого управления. Вскоре вода залила генераторы, и корабль потерял управление.
Вскоре команде удалось частично устранить повреждения, и, управляясь машинами, со скоростью 10 узлов линкор «Хией» под прикрытием крейсера «Нагара » двигался в сторону базы. Повреждения были серьезными, но не смертельными. На нескольких уровнях мостика полыхали пожары, а орудия главного калибра не могли стрелять из-за повреждения электрических цепей.
По некоторым данным, в линкор попало около тридцати 203-мм снарядов. По другим данным, во время ночного боя линкор получил около 100 попаданий ( S . Вгеуег « Schlachtchiffe und Schlachtkreuzer 1905-1970», С.357). Можно найти также следующие цифры: 8-203-мм попаданий и 40-127-мм (Т. Klimczyk « Historia pancernika », C . 188). Более того, вспомогательная батарея также была малоэффективна из-за повреждения систем управления огнем. С другой стороны, снаряды, попавшие в корабль, не причинили сильных повреждений подводной части корабля, а из помещения рулевой машины в соседние отсеки вода не поступала. И если бы корабль до рассвета успел уйти на большее расстояние, он смог бы оказаться в безопасности.
В течение четырех часов линкор уходил на север, но в 06:00 руль корабля оказался заклинен в положение «право на борт», заставив корабль описывать широкие круги. Положение «Хиея» резко ухудшилось. В этот момент на дистанции 13 миль был замечен дрейфующий корабль противника – ЭМ «Аарон Уорд», поврежденный в ночном бою, и капитан «Хией» приказал кормовым орудиям открыть по нему огонь. Третий залп оказался точен, но добить эсминец помешали самолеты морской пехоты - начался первый воздушный налет американцев. Линкор произвел еще один залп по американскому кораблю и переключил свое внимание на вражеские самолеты.
В первом налете приняли участие пять бомбардировщиков SBD из состава VMSB-142 и четыре торпедоносца TBF из VMSB-131 с Гендерсон-Филд. Они претендовали на одно попадание бомбой и еще одно - торпедой, но в реальности все торпеды прошли мимо.
В 06.20 подошел эсминец «Юкикадзэ», ему было поручено сопровождение линкора, а крейсер «Нагара» был отправлен на север к «Кирисиме». В 08.00 прибыло еще 4 ЭМ, и после этого Абэ принял решение перенести свой флаг с ЛК, который уже не подходил для выполнения флагманских задач. Как только в 08.15 вице-адмирал Абэ покинул «Хией» и перенес флаг на «Юкикадзэ», последовал новый налет – на этот раз американские бомбардировщики В-17 сбросили бомбы с высоты 14000 футов.
Капитан корабля (кэптен Нисида), остановив откачку воды из помещения рулевых машин, вынужден был увеличить скорость до 15 узлов, пытаясь избежать бомб. Это ему почти удалось, но ЛК все же получил прямое попадание одной 500-фунтовой бомбы. Повреждения она причинила минимальные, но из-за увеличения хода вода вновь начала поступать в помещение рулевых машин. Становилась очевидной необходимость буксировки, и в 09.30 «Кирисима» повернул назад для оказания помощи поврежденному кораблю. Но в северной части пролива Индиспенсейбл он был атакован ПЛ, получив в результате этой атаки два попадания невзорвавшимися торпедами. Этого оказалось достаточно, чтобы линкор так и не подошел к «Хиею».
Тем временем налеты следовали один за другим. Сначала ЛК «Хией» атаковало 7 SBD, но ему удалось избежать повреждений. Затем в 10.10 последовал новый налет TBF из VMSB-131 и первые повреждения, а после этого - через пять минут еще девять торпедоносцев TBF с "Энтерпрайза" записали на свой счет одно попадание торпеды в носовую часть ЛК. Повреждения опять оказались незначительными, но у японского командующего начали сдавать нервы, казалось, он уже потерял надежду спасти корабль. В 10.20 Абэ приказывает капитану корабля выброситься на берег Гуадалканала, Нисида категорически отказался подчиниться этому приказу, заявив, что «Хией» поврежден не смертельно, еще не тонет и может быть спасен.
Но американцы не позволили осуществить планы по спасению ЛК. В 11.10 14 бомбардировщиков В-17 записали себе одно попадание, а часом позже шесть бомбардировщиков SBD - еще три.
В 12.10 шесть торпедоносцев TBF с «Энтерпрайза» и Гендерсон-Филда добились одного «вероятного» и еще одного достоверного попадания торпеды. Для отражения налета японцы использовали даже 356-мм орудия ГК. Но полученные повреждения не остановили борьбу капитана и экипажа за свой корабль, несмотря на новый приказ вице-адмирала Абэ покинуть корабль.
Примерно в 13.30 подошло подкрепление в виде 6-7 «Зеро» с «Дзуньё», и к этому моменту «Хией» имел серьезные повреждения верхней палубы, а три из его восьми котлов были выведены из строя. Однако машины ЛК работали, а скорый закат давал возможность буксировки и спасения. Если бы работало рулевое управление, то корабль смог бы уйти своим ходом. Более того, ныряльщики, выкачивавшие воду из помещения рулевых машин, доложили о выполнении 70% работы.
В 14.30 Абэ пишет в журнале: «...ручное рулевое управление вполне возможно, пожар вблизи фок-мачты взят под контроль, а выкачивание воды практически завершено».
Но вскоре последовал еще один налет, на этот раз удар нанесли шесть торпедоносцев с «Энтерпрайза», которые записали на свой счет два попадания.
Японские документы свидетельствуют, что в 14.35 в правый борт «Хией» попали две торпеды: одна в среднюю часть корабля, вторая - в корму. В результате первого попадания начало заливать машинное отделение правого борта, а вторая торпеда свела к нулю шансы спасти корабль. Из-за попадания и увеличения скорости вода в еще больших количествах вновь залила помещение рулевых машин, ЛК оказался вновь неуправляем.
К 15.30 ЛК «Хией» имел значительный крен на правый борт и сильный дифферент на корму. Вице-адмирал Абэ отдал кэптену Нисиде письменный приказ покинуть корабль, отправив его катером. Капитан корабля откладывал выполнение этого приказа пока не получил ошибочное сообщение о полном затоплении машин, и только затем отдал приказ покинуть гибнущий линкор. Эвакуация приблизительно 1300 человек проходила спокойно, людей выводили с верха орудийной башни №3. После начала эвакуации эсминцы подошли борт в борт к «Хиею», в этот момент девять SBD еще раз атаковали корабль, но обошлось без потерь.
К 18.00 эвакуация команды завершилась. Кэптен Нисида последним покинул свой корабль. Вице-адмирал Абэ приказал капитану ЭМ "Сигурэ" выпустить по ЛК торпеды, но в последний момент, в 18:38, свой приказ отменил. Есть данные, что командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото запретил Абэ затопить линкор, и «Хией» не должен был погибнуть от рук японцев. К тому же требовалось отвлечь внимание американцев от приближающихся транспортов и второго, вновь сформированного ударного отряда во главе с «Кирисимой». У нас нет данных, успели ли открыть кингстоны или даже выпустить торпеды, но Абэ поспешил выполнить распоряжение Ямамото.
В 19.00 адмирал с пятью эсминцами ушел на восток, а брошенный ЛК «Хией» продолжал описывать циркуляции на месте, при этом он имел крен около 15 градусов на правый борт, а квартердек чуть выступал над водой. Больше никто корабль не видел. Когда в 01.00 14 ноября вице-адмирал Абэ на «Юкикадзэ» вернулся к месту трагедии, линкор уже полностью скрылся под водой.
Линкор «Хией», один из первых линейных крейсеров японского Императорского флота, обрел свое последнее пристанище на дне пролива Железное дно. Во время боя и последующих авиаударов на линкоре погибло 188 человек, и он затонул вечером 14 ноября в точке с координатами 09°00' S и 159°00'Е. Он стал первым японским линкором, потерянным в ходе Второй мировой войны.
Устаревший несмотря на многочисленные модернизации линкор «Хией» выдержал достаточно напряженный ночной артиллерийский бой и многочисленные налеты вражеской авиации. Да, его броня не была пробита крупнокалиберными орудиями, но повреждения незащищенных оконечностей сыграли свою роль. Снаряды, в особенности два из них, которые образовали пробоину в корпусе и вызвали затопление помещения рулевых машин, положили начало гибели «Хиея», отняв у него способность маневрировать. Вспомните, что на оставшихся двух ЛК – на «Конго» и «Харуна» именно отсеки рулевого привода были дополнительно защищены бетоном в ходе одной из модернизаций!
Тем не менее, корпус ниже ватерлинии остался практически цел, машины также серьезно не пострадали, и «Хией», получив помощь от других кораблей или, будучи взят на буксир, имел шанс на спасение. Но американская авиация отобрала эту надежду.
Но бой у Гуадалканала еще не был закончен. Обе стороны понесли потери (американцы – два легких крейсера и 4 эсминца, японцы – линкор и 2 эсминца), но эти неудачи не поколебали решимость продолжать сражения.
Адмирал Ямамото приказал командующему Вторым флотом сформировать новое соединение вокруг ЛК «Кирисима», провести бомбардировку Гуадалканала ночью 14-15 ноября. Новый японский конвой вновь начал движение в сторону острова с десантом, а американцы подтянули новые силы для отражения удара противника.
Днем 14 ноября линкор «Кирисима» вошел в состав соединения вице-адмирала Кондо, предназначенного для выполнения той же задачи – обстрела аэродрома Гендерсон-Филд на Гуадалканале. В состав соединения Кондо вошло три группы: группа дальнего прикрытия - легкий КР «Сендай" и 3 эсминца; группа ближнего прикрытия - легкий КР «Нагара» и 6 эсминцев; группа обстрела - тяжелые КР «Атаго» (флагман), «Такао», линкор «Кирисима». Для их перехвата американское командование развернуло в районе острова Саво два новейших линкора ВВ-56 «Вашингтон», ВВ-57 «Саут Дакота» и четыре эсминца. Здесь необходимо отметить, что американское соединение было собрано из кораблей, ранее не действовавших вместе, более того, даже у командира соединения не было необходимых средств связи и опознавательных сигналов для организации взаимодействия с американскими кораблями и частями, уже действовавшими в районе Гуадалканала.
Противники встретились около 22.00 14 ноября в районе острова Саво. Причем, несмотря на отсутствие радаров, и в этом случае японцы первыми обнаружили американские корабли. Уже в 22.10 крейсер «Сендай» обнаружил американские корабли, и только в 22.55 радары «Саут Дакоты» засекли корабли Кондо на дистанции около 18000 метров.
Первыми открыли огонь американцы, в 23.17 линкор «Вашингтон» по данным радара дал залп по КР «Сендай» с дистанции около 10000 м. Бой начался атакой японских эсминцев и легких крейсеров, и удача была на их стороне. Буквально в первые минуты им удалось нейтрализовать все 4 эсминца противника, которые были или уничтожены, или сильно повреждены. Американские ЛК пытались им помочь, но безуспешно.
Получив сообщения об уничтожении американских эсминцев, Кондо приказал группе бомбардировки двигаться по направлению к Гуадалканалу, полагая, что американские корабли были разбиты. Его соединение и оба американских линкора двигались навстречу друг другу.
Более того, в 23.33 на линкоре «Саут Дакота» выбило предохранители электросети, и корабль обесточило, соответственно, поисковый и артиллерийский радар вышли из строя. В течение пяти минут повреждения были устранены, и линкор вернулся в строй, однако эти пять минут дорого ему обошлись. Пользуясь тем, что внимание американцев было сосредоточено на легких силах японцев, группа обстрела Кондо незамеченной подошла к месту боя и «Саут Дакота» оказался под огнем «Кирисимы» и двух тяжелых КР японцев. Шквал артиллерийского огня с дистанции около 5300 м накрыл американский линкор. За 16 минут (с 23.49 до 00.05) линкор «Саут Дакота» получил 27 попаданий снарядами калибром от 5 до 14 дюймов, но избежал попадания японских торпед. Однако японцы так увлеклись, что потеряли из виду второй американский линкор «Вашингтон» - флагман адмирала Ли. И этот просчет оказался роковым для «Кирисимы».
Имея хорошо работающий радар, «Вашингтон» выбрал самую крупную цель, убедился, что это не «Саут Дакота», и с дистанции 7680 м в 00.00 открыл огонь из 406-мм орудий главного калибра и 127-мм пушек. Этим самым крупным противником оказался ЛК «Кирисима», единственный линкор соединения Кондо. Буквально за 7-8 минут старый линкор получил не менее девяти попаданий 406-мм бронебойных снарядов (из 75 выпущенных по нему) и не менее 40-127-мм снарядов (по данным С.Э.Моррисона, в новых работах Р.Лундгрена количество попаданий оценивается в 20-406-мм и 15-127-мм) и был полностью выведен из строя, лишившись управления и объятый пламенем. На японском линкоре были разбиты все башни ГК, выведено из строя рулевое управление, корабль получил большое количество пробоин, в том числе и подводных.
В это время «Саут Дакота», получив многочисленные попадания в надстройки от 356-мм и 127-мм снарядов, остался в строю. Корабль вновь потерял «Вашингтон», средства радиосвязи были выведены из строя, только один радар на всем корабле остался цел, одна башня ГК не могла вращаться, но «американец» сохранил боеспособность и начал отходить. В последующем американские ЛК встретились и вернулись на базу.
Положение же «Кирисимы» было критическим. Корабль горел, взрывались боеприпасы, рулевое управление было разбито, машины повреждены. В данном случае командир и экипаж не стали делать попыток спасти смертельно раненый корабль, тем более вблизи вражеских берегов. К «Кирисима» подошли японские ЭМ для снятия команды. На корабле были открыты кингстоны, и линейный корабль «Кирисима» затонул к северо-западу от острова Саво в 03.20 15 ноября. Потери экипажа составили 300 человек.
Место гибели корабля находится в семи милях северо-западнее острова Саво, в точке с координатами 9°10' S , 159°55'Е. По другим данным, в 5 милях северо-западнее острова Саво, в точке с координатами 9°5' S , 159°42' E .
В этом бою погибли три американских и один японский эсминец.
20 декабря 1942 года 11-я дивизия линкоров была расформирована, а линкоры «Хией» и «Кирисима» вычеркнуты из списков Императорского японского флота.
Такова более суровая действительность, чем тот эффективный эпизод боя, который мы представили в самом начале статьи. Но, на наш взгляд, ничего необычного в гибели «Хией» и «Кирисимы» нет. Действительно, старый линкор времен Первой мировой имеет мало шансов против быстроходного линкора Второй мировой и совсем не имеет шансов перед растущей мощью палубной авиации. И эти выводы нашли много подтверждений в годы войны.
Источники:
Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Paul S. Dull. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945. — U.S. Naval Institute Press, 1978. — 402 c.; Potter E.B. Sea Power: A Naval History. —U.S. Naval Institute Press, 1981. — 416 c.; Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы.10.1918-1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1997. – 176 с.; Балакин С.А. ВМС Японии, Турции и других стран Азии. 1914-1918 гг. Справочник по корабельному составу / С.А. Балакин // Морская коллекция, № 5(29) – 1999. – 32 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6(63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.В. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, С.Балакин, Токарев М.Ю, Кофман В.Л. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Печуниконис, Н.И. Корабль японского императорского флота «Kongo» (1912-1944)/ Н.И.Печуниконис// Бриз, №4, 1995.- С.1-22.; Рубанов, О.А. Линейные корабли Японии. 1909-1945/ О.А. Рубанов, С. Б. Трубицын.-СПб.: Издатель Муниров Р.Р., 2007.- 76 с.; Рубанов, О.А. Линейные крейсера Японии. 1911-1945 гг./ Рубанов О.А.- СПб.: Издатель Муниров Р.Р., 2005.- 88 с.; Шерман, Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою – М: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 1999. – 560 с.