Найти в Дзене
Картина для вас

Джексон Поллок. Вам это нравится? (Часть I)

Оглавление

В 2019 г. за полгода до пандемии мне удалось побывать в Нью-Йорке, Вашингтоне и еще нескольких городах Америки. Самым моим острым желанием было посетить музеи: Метрополитен (Нью-Йорк), МАМО (он оказался на ремонте) и Современного искусства ( Вашингтон). Посмотреть на оригиналы полотен известных художников, а их в постоянной коллекции более двух миллионов.

Рядом с музеем Метрополитен , Нью-Йорк. фото автора
Рядом с музеем Метрополитен , Нью-Йорк. фото автора

Особый интерес привлекает живопись 20 века и безумно хотелось увидеть своими глазами картины Джексона Поллока.

Поллок Дж. Метрополитен, Нью-Йорк. фото автора
Поллок Дж. Метрополитен, Нью-Йорк. фото автора

Кто-то иронически заметит: «Тоже мне, нашла художника!». Да, просто хотела понять ПОЧЕМУ (?) его картины стоят ТААААК дорого, что в них такого, что невозможно заметить, разглядывая на экране монитора?

Творчество Джексона Поллока уже при жизни принесло ему невероятную славу и жесткую позицию критиков, утверждавших, что его работы никакого отношения к области искусства не имеют.

Пол Джексон Поллок

Пол Дже́ксон По́ллок  ( англ. Paul   Jackson Pollock ;  28 января 1912  —  11 августа 1956 )
Пол Дже́ксон По́ллок ( англ. Paul Jackson Pollock ; 28 января 1912 — 11 августа 1956 )

Родился Поллок в 1912 году в семье, в которой уже было четыре парня. В поисках работы семья исколесила Америку с запада на юго-запад и осела в Аризоне. У юного Поллока не было друзей, из-за плохого поведения его не любили учителя и дважды выгоняли из школы. В одной из драк с подростками он лишился фаланги пальца.

В семье не было мира. Мать (Стелла) отличалась угрюмым и властным характером. Постоянное недовольство жизнью, которая отличалась от той, что в глянцевых журналах, привела к тому, что отец не выдержал упреков, ушел из семьи и только помогал детям материально.

Семейная фотография Поллоков.
Семейная фотография Поллоков.

При всем при этом, надо отдать должное тому, что все братья состоялись: двое (Чарльз и Джексон) стали художниками, двое (Фрэнк и Марвин) связали свою жизнь с полиграфией, Сэнфорд начинал, как художник, а позже работал над Федеральным художественным проектом по обеспечению работой обездоленных художников во время Великой депрессии.

Мать, заметив у Джексона интерес к живописи, набрала денег и отправила учиться в лос-анджелесскую Высшую школу прикладных искусств. Ему было 16 лет.

И хотя Поллок не обладал выдающимися художественными способностями, жизнь наделила его "американским" характером и настойчивостью, благодаря которым он поступал вопреки правилам и добивался своего.

В 1930 году в возрасте 18 лет он уезжает в Нью-Йорк, где вместе со старшим братом начинает обучение в Лиге студентов - художников у Томаса Бентона.

Томас Гарт Бентон –художник реалистического направление в американской живописи в период с 1926 по 1935 год преподавал в Лиге студентов - художников в Нью - Йорке
Известен, как автор масштабных фресок в департаменте юстиции в Вашингтоне, в музее Уитни.

Томас Гарт Бентон
Томас Гарт Бентон

Переезд в Нью-Йорк– решающий период в творческой судьбе Поллока и начало личной трагедии, связанной с непреодолимым влечением к алкоголю

Уроки живописи у Томаса Бентона–художника реалистического направление в американской живописи, повлияли на стиль первых картин Поллока («Ночное пастбище»), а алкоголизм учителя пагубно отразился и на ученике. Нередко они оба уходили в запой.

Томас Бентон
Томас Бентон

Сравните, как в первых работах Поллока преобладают округлые линии и кольцевое расположение сюжета, аналогично работам Т. Бентона (почитай статью о книге "Кради как удожник").

Поллок Дж. «Ночное пастбище» 1932г.
Поллок Дж. «Ночное пастбище» 1932г.

В период между 1932 -1940 годами Поллок в поисках индивидуального стиля. В его картинах постепенно исчезает предметная живопись, проявляется влияние европейского авангарда, а после знакомства с работами Пабло Пикассо и сюреалистов его творчество становится более символическим. Но проблема в том, что он регулярно пьет.

Дж. Поллок "Плямя",1938г.
Дж. Поллок "Плямя",1938г.

Постоянные пьянки приводят к тому, что в 1938 г. (ему всего 27 лет) в состоянии сильнейшего запоя он топором рубит картины брата и Чарлз принимает решение поместить его в психиатрическую больницу. Здесь к нему приходит «озарение».

Свои кошмары и видения Поллок оставляет на страницах многочисленных альбомов. Этот союз запредельного и реального сделает художника знаменитым, а затем потребует за это жизнь.

Дж. Поллок
Дж. Поллок

В лечебнице художник принял решение порвать с алкогольной зависимостью, для чего обратился к учениям Юнга и Фрейда.

Теории этих психоаналитиков, во взаимодействии с «обновленным» сознанием стали базой его творчества, которая принесла ему успех.

Ли Краснер – художница, жена и персональный «гид» в мире нью-йоркского художественного авангарда.

"Обновленный" Поллок начинает активно участвовать в выставках знакомиться с нужными людьми, среди которых оказывается Джон Грехэм– сотрудником музея Метрополитен, заинтересовавшийся мистической стороной живописи Поллока. Именно Грекхем сыграл немаловажную роль в создании нового образа художника, который не просто создает картины, но и общается с потусторонним миром.

Через Грехэма Поллок знакомится с будущей женой Ли Краснер на совместноой выставке в галерее Макмиллена в 1942 году. Ли становится и «гидом» в мире нью-йоркского художественного авангарда и его женой, но это позже – в 1945г.

Ли Краснер и Дж.Поллок
Ли Краснер и Дж.Поллок

Новые знакомства открыли Поллоку возможность участия в профессиональных выставка, где критики заметили и благосклонно приняли картину «Стенографическая фигура» и отметили остальные картины, в которых при всей оригинальности манеры «ощутимо присутствует сюрреализм, а вместе с ним и гротескные образы Пикассо».

Поллок ДЖ.,  «Стенографическая фигура» ,1943г. Пит Мондриан назвал «Фигуру» самой интересной из увиденных им в Америке работ.
Поллок ДЖ., «Стенографическая фигура» ,1943г. Пит Мондриан назвал «Фигуру» самой интересной из увиденных им в Америке работ.

В конце 1943 года проходит персональная выставка Поллока, где о нем заявили уже, как о «ярком представителе американского абстрактного экспрессионизма» .

Джексон Поллок «Лунная женщина» 1942 г. Холст, масло. 175,2 x 109,3 см. Коллекция Пегги Гуггенхайм, Италия
Джексон Поллок «Лунная женщина» 1942 г. Холст, масло. 175,2 x 109,3 см. Коллекция Пегги Гуггенхайм, Италия

Джексон Поллок «Ключ» 1946 г.
Джексон Поллок «Ключ» 1946 г.

Джексон Поллок «Чашка чая", 1946г.
Джексон Поллок «Чашка чая", 1946г.

Что же произошло, почему резко изменилось отношение критиков и власть имущих к творчеству Поллока? Почему картины его стали покупать не только состоятельные бонзы, но и музеи? И причем тут ЦРУ ? Обо всем этом во второй части статьи «Джексон Поллок. И Вам это нравится? » (Часть II).