В 2019 г. за полгода до пандемии мне удалось побывать в Нью-Йорке, Вашингтоне и еще нескольких городах Америки. Самым моим острым желанием было посетить музеи: Метрополитен (Нью-Йорк), МАМО (он оказался на ремонте) и Современного искусства ( Вашингтон). Посмотреть на оригиналы полотен известных художников, а их в постоянной коллекции более двух миллионов.
Особый интерес привлекает живопись 20 века и безумно хотелось увидеть своими глазами картины Джексона Поллока.
Кто-то иронически заметит: «Тоже мне, нашла художника!». Да, просто хотела понять ПОЧЕМУ (?) его картины стоят ТААААК дорого, что в них такого, что невозможно заметить, разглядывая на экране монитора?
Творчество Джексона Поллока уже при жизни принесло ему невероятную славу и жесткую позицию критиков, утверждавших, что его работы никакого отношения к области искусства не имеют.
Пол Джексон Поллок
Родился Поллок в 1912 году в семье, в которой уже было четыре парня. В поисках работы семья исколесила Америку с запада на юго-запад и осела в Аризоне. У юного Поллока не было друзей, из-за плохого поведения его не любили учителя и дважды выгоняли из школы. В одной из драк с подростками он лишился фаланги пальца.
В семье не было мира. Мать (Стелла) отличалась угрюмым и властным характером. Постоянное недовольство жизнью, которая отличалась от той, что в глянцевых журналах, привела к тому, что отец не выдержал упреков, ушел из семьи и только помогал детям материально.
При всем при этом, надо отдать должное тому, что все братья состоялись: двое (Чарльз и Джексон) стали художниками, двое (Фрэнк и Марвин) связали свою жизнь с полиграфией, Сэнфорд начинал, как художник, а позже работал над Федеральным художественным проектом по обеспечению работой обездоленных художников во время Великой депрессии.
Мать, заметив у Джексона интерес к живописи, набрала денег и отправила учиться в лос-анджелесскую Высшую школу прикладных искусств. Ему было 16 лет.
И хотя Поллок не обладал выдающимися художественными способностями, жизнь наделила его "американским" характером и настойчивостью, благодаря которым он поступал вопреки правилам и добивался своего.
В 1930 году в возрасте 18 лет он уезжает в Нью-Йорк, где вместе со старшим братом начинает обучение в Лиге студентов - художников у Томаса Бентона.
Томас Гарт Бентон –художник реалистического направление в американской живописи в период с 1926 по 1935 год преподавал в Лиге студентов - художников в Нью - Йорке
Известен, как автор масштабных фресок в департаменте юстиции в Вашингтоне, в музее Уитни.
Переезд в Нью-Йорк– решающий период в творческой судьбе Поллока и начало личной трагедии, связанной с непреодолимым влечением к алкоголю
Уроки живописи у Томаса Бентона–художника реалистического направление в американской живописи, повлияли на стиль первых картин Поллока («Ночное пастбище»), а алкоголизм учителя пагубно отразился и на ученике. Нередко они оба уходили в запой.
Сравните, как в первых работах Поллока преобладают округлые линии и кольцевое расположение сюжета, аналогично работам Т. Бентона (почитай статью о книге "Кради как удожник").
В период между 1932 -1940 годами Поллок в поисках индивидуального стиля. В его картинах постепенно исчезает предметная живопись, проявляется влияние европейского авангарда, а после знакомства с работами Пабло Пикассо и сюреалистов его творчество становится более символическим. Но проблема в том, что он регулярно пьет.
Постоянные пьянки приводят к тому, что в 1938 г. (ему всего 27 лет) в состоянии сильнейшего запоя он топором рубит картины брата и Чарлз принимает решение поместить его в психиатрическую больницу. Здесь к нему приходит «озарение».
Свои кошмары и видения Поллок оставляет на страницах многочисленных альбомов. Этот союз запредельного и реального сделает художника знаменитым, а затем потребует за это жизнь.
В лечебнице художник принял решение порвать с алкогольной зависимостью, для чего обратился к учениям Юнга и Фрейда.
Теории этих психоаналитиков, во взаимодействии с «обновленным» сознанием стали базой его творчества, которая принесла ему успех.
Ли Краснер – художница, жена и персональный «гид» в мире нью-йоркского художественного авангарда.
"Обновленный" Поллок начинает активно участвовать в выставках знакомиться с нужными людьми, среди которых оказывается Джон Грехэм– сотрудником музея Метрополитен, заинтересовавшийся мистической стороной живописи Поллока. Именно Грекхем сыграл немаловажную роль в создании нового образа художника, который не просто создает картины, но и общается с потусторонним миром.
Через Грехэма Поллок знакомится с будущей женой Ли Краснер на совместноой выставке в галерее Макмиллена в 1942 году. Ли становится и «гидом» в мире нью-йоркского художественного авангарда и его женой, но это позже – в 1945г.
Новые знакомства открыли Поллоку возможность участия в профессиональных выставка, где критики заметили и благосклонно приняли картину «Стенографическая фигура» и отметили остальные картины, в которых при всей оригинальности манеры «ощутимо присутствует сюрреализм, а вместе с ним и гротескные образы Пикассо».
В конце 1943 года проходит персональная выставка Поллока, где о нем заявили уже, как о «ярком представителе американского абстрактного экспрессионизма» .
Что же произошло, почему резко изменилось отношение критиков и власть имущих к творчеству Поллока? Почему картины его стали покупать не только состоятельные бонзы, но и музеи? И причем тут ЦРУ ? Обо всем этом во второй части статьи «Джексон Поллок. И Вам это нравится? » (Часть II).