Найти тему
Пути-дорожки

"Аэрокобра" лётчика-аса Великой Отечественной войны Григория Речкалова и ещё 100 самолётов

Оглавление

Впечатлений от посещения Музея военной техники в Верхней Пышме так много, что они не умещаются в одну публикацию. Я уже рассказала о танках в пышминском музее, новый текст - о воздушной технике в нём. И прежде всего, о самолётах, которые стали героями Великой Отечественной войны.

Отечественные самолёты времён войны

В экспозиции - несколько десятков самолётов и вертолётов. Фото автора.
В экспозиции - несколько десятков самолётов и вертолётов. Фото автора.

Павильон музея - трёхэтажный. И вся его центральная часть отдана под воздушные машины. Над ней, кстати, атриум - стеклянный потолок. Летающие машины крепятся как раз под ним.

Самолёты, как и другую технику, находят в местах боёв Великой Отечественной затем реставрируют. Фото автора.
Самолёты, как и другую технику, находят в местах боёв Великой Отечественной затем реставрируют. Фото автора.

В результате летательные аппараты лучше освещены и их удобнее разглядывать. Да и воздух - более верное место для экспонирования воздушных суден.

Як-3

Здесь висят несколько десятков самолётов и вертолетов, которые строили в Советском Союзе и за рубежом тоже. Особенно ценно - здесь есть оригинальные #самолёты Великой Отечественной  - например, легендарный #советский истребитель Як-3.

СБ

Хочется перечислить, конечно, все летательные аппараты, но это не удастся - их много. Так что остановлюсь на самых значимых, и прежде всего, назову самый массовый серийный бомбардировщик Конструкторского бюро Туполева (Москва) самолет СБ. Их с 1936 по 1941 годы выпустили в СССР более 6,6 тысяч.

ПЕ-2

Экскурсовод предлагает нам присмотреться к "пешке". Лично я вообще далека от техники и тем более от военной техники, так что недоумённо озираюсь кругом, пытаясь найти какие-нибудь пешки. Но гид продолжает рассказ, поясняя, что этим словом в войну называли пикирующий бомбардировщик ПЕ-2.

Практически все самолёты, выпускавшиеся в СССР, можно увидеть в Музее военной техники в Верхней Пышме. Фото автора.
Практически все самолёты, выпускавшиеся в СССР, можно увидеть в Музее военной техники в Верхней Пышме. Фото автора.

ПЕ-2 по всему фронту сменил бомбардировщик СБ. Он яростно бил фашистов своей многотысячной армией - во время Великой Отечественной ПЕ-2 построили больше, чем любых других бомбардировщиков: 11500 единиц.

ПЕ-2 был назван по имени своего разработчика Владимира Михайловича Петлякова, который трудился в Казани. В Казани же и строили эти самолёты - на Казанском авиационном заводе с 1940 по 1945 годы.

На выставке представлены и послевоенные реактивные самолёты. Фото автора.
На выставке представлены и послевоенные реактивные самолёты. Фото автора.

ТУ-2

А вот и ТУ-2 - лучший по своим лётным качествам самолет Великой Отечественной. Его главный конструктор, как это понятно из названия - академик Туполев. Первый самолёт был построен ещё до войны, в январе 1941 года: Советская страна готовилась обороняться.

Всего с 1941 по 1948 годы ТУ-2 построили 2256 единиц: этот бомбардировщик из-за его технологичности был трудоёмок в производстве. Зато по соотношению боевых потерь ему во время боёв с фашистами не было равных.

И, кстати, эксплуатировались машины ещё несколько десятков лет - в КНР - аж до 1982 года. Правда, у нас их сняли с вооружения уже в 1950-х годах, заменив на самолёты с реактивными двигателями.

➡️ Лихославль в годы Великой Отечественной войны был линией фронта

Все три уровня самолетов можно хорошо рассмотреть с трёх этажей.
Все три уровня самолетов можно хорошо рассмотреть с трёх этажей.

"Аэрокобры" от США

Прибывший к нам по лендлизу (система кредитования с отсроченными выплатами, по которой Запад во время войны с фашистами продавал нам военную технику и продукты) американский истребитель "Аэрокобра" тоже можно увидеть в Музее военной техники в Верхней Пышме.

"Аэрокобру" Р-39 собрали в Москве из остатков нескольких самолётов. И здесь, в Верхней Пышме, её оформили под боевую авиамашину нашего героического земляка - военного лётчика Речкалова.

Григорий Речкалов родился и вырос на Урале, в деревне, которая теперь называется посёлком Зайковым. Конечно, мы гордимся своим земляком - дважды Героем Советского Союза - лётчиком-асом Великой Отечественной.

Григорий Речкалов

  • одержал 65 побед в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками;
  • совершил 420 боевых вылетов;
  • Провёл 122 воздушных боя.

В начале войны он бил фашистов на самолёте И-153 "Чайка". А после того, как оправился от ранения, полученного в первый же месяц Великой Отечественной, в 1942 освоил #Авиакобру и стал летать на ней.

Кстати надо сказать, что #григорий Речкалов был дальтоником. Но это не помешало ему стать лётчиком-асом - одним из лучших в #СССР ! (Про своего земляка Речкалова обещаю написать отдельно - в Зайково работает музей о нем, а похоронен он под Сысертью у нас).

В Верхней Пышме для реставрации военной техники устроили специальный цех. Фото автора.
В Верхней Пышме для реставрации военной техники устроили специальный цех. Фото автора.

Вернёмся к Авиакобре. Этот самолёт отличался непривычной конструкцией для того времени: двигатель был расположен сзади кабины пилота. При этом двигатель связывался с воздушным винтом длинным валом.

На таком P-39, какой выставлен в Верхней Пышме, летали самые результативные асы: Александр Покрышкин, наш Григорий Речкалов, Александр Клубов, Николай Гулаев. "Аэрокобоа" была на вооружении, кроме СССР и США, в таких странах, как Великобритания, Португалия, Австралия.

Из Р-39 специалисты в #Верхней Пышме сделали точную копию самолёта, на котором летал наш Речкалов. Нанесли на фюзеляж несколько рядов звёзд - по количеству сбитых самолётов.

Во время экскурсии глаза у детей горят: вся история покорения воздуха перед ними.  Фото автора.
Во время экскурсии глаза у детей горят: вся история покорения воздуха перед ними. Фото автора.

И в кабину "посадили" лётчика.

Все отреставрированные экспонаты имеют тот вид, который был у прототипов. Фото автора.
Все отреставрированные экспонаты имеют тот вид, который был у прототипов. Фото автора.

Надо сказать, что во вторую свою поездку в верхнепышминский музея я была с классом младшей дочки. Так вот детям в этом музее так же интересно, как и взрослым. И это реальная возможность наглядно преподать им историю родной страны.

➡️ Не сходил на скалы на Урале - значит, на Урале не бывал: в чём уникальность скал Петра Гронского

Масштаб музея. Фото автора.
Масштаб музея. Фото автора.

Реактивные самолёты в музее

Есть в музее и послевоенные реактивные самолёты. А среди них - редкая летающая лаборатория Ту-16ЛЛ.

Надо сказать, что каждый месяц в музей поступают от 4 до 8 новых экспонатов, так что экспозиция #Музея военной техники всё время пополняется.

В продолжение рассказа о Музее военной техники в Верхней Пышме я опишу "Парадный расчёт" и выставку, не связанную с техникой, но рассказывающую о военных в нашей стране.

Подписывайтесь на мой канал о путешествиях по России с детьми, о воспитании детей и их образовании. Я живу на Урале, в Екатеринбурге, поэтому рассказываю и о своей малой Родине.