Как правило одним из самых ранних признаков деменции, наряду с нарушениями памяти, является утрата бытовых навыков.
То, что больной раньше делал легко и просто теперь становится очень сложно, либо и вовсе невозможно.
В связи с этим все больше и больше бытовых вопросов, в том числе касающихся личной гигиены больного, ложатся на ухаживающих родственников.
Это сложно, это тяжело.
Врачи говорят о том, что на ранних стадиях нужно как можно дольше поддерживать самостоятельность пациента с деменцией.
Тут важно соблюдение некой золотой середины. Понятно, что человек уже не может делать все так же как раньше, простые бытовые задачи порой ставят его в тупик. Первый порыв - сделать все за него. Но не всегда это самое верное решение.
Тут нужно реально оценить возможности болеющего человека и контролировать то, как он выполняет поставленные задачи.
У каждого человека выпадение бытовых навыков происходит индивидуально. Важно понять, что еще может, а что уже не может именно ваш подопечный.
Часто одной из преград для больного является невозможность сконцентрироваться. Тут важно направлять его, грубо говоря, давать инструкции, отдавать команды, - открывай шкаф, бери тарелку, закрой шкаф, поставь тарелку на стол.
Понятно, что все это связано с определенными сложностями для ухаживающих. Если у вас нет времени, если больной не слушается, если есть еще какие-то если - делайте самостоятельно. Это сбережет нервы всем.
Если же сейчас есть достаточно времени, если больной хорошо себя чувствует и не капризничает не будет ничего страшного в том, что вы подскажете ему как сделать то или иное действие, и он сделает это сам.
Я часто ловлю себя на том, что с момента постановки диагноза я стала подрываться по любому звуку от нашей подопечной и бежать выполнять все, что она хочет. Таким образом я очень быстро потратила все свои нервные запасы, а она привыкла к тому, что по любому поводу я должна тут же возникнуть перед ней. Даже когда рядом с ней есть кто-то другой, она обязательно будет звать меня.
Попробовав руководить тетушкой указанным выше способом я поняла, что многое она все еще может сама. Не всегда. Не все. Но может. И часто это приносит облегчение.
Например, когда все сели за стол и пьем чай, вдруг возникает тетя и сев за стол сообщает, что она тоже будет чай. Я раньше подрывалась, нервничала и пр. Сейчас я могу ей сказать, - открывай вон ту дверцу, бери чашку, бери ложку вот в том ящике и садись. Все постепенно. Она выполняет, и я наливаю чай. Если спешу, конечно, сделаю сама.
Иногда можно не руководить, а задавать наводящие вопросы. Хочешь чай? А куда его надо налить? А где у нас кружки? С нашей подопечной пока получается. Опять же не всегда, но так ее мозг хоть как-то работает.
В общем статья эта о том, что вместе с постановкой диагноза на бумаге ваш подопечный не лишается моментально ног и рук. Если он может что-то делать, пусть и с вашей подсказкой, надо, чтобы он это делал. Может вымыть тарелку - пусть моет, может почистить картошку (лучше овощечисткой, без ножей) - пусть чистит и т.п.
Еще врачи говорят о том, что нужно чем-то увлечь пациента, дать какое-то занятие. Читала, что многие распутывают нитки (или наоборот запутывают), раскрашивают раскраски и пр. Наша тетушка никогда не любила такие вещи и сейчас увлечь ее чем-то подобным невозможно. Большую часть времени она сидит и молчит (или спит) или курсирует туда-сюда по квартире (видимо забывает куда и зачем шла). Иногда склоняется над книгой (всегда одной и той же), не знаю читает или нет, видела, что что-то у нее там подчеркнуто и выделено.
В общем какие-то простые бытовые действия явно не повредят нашей подопечной. Я понимаю, что ее не вылечить, но какое-то время попытаюсь поддерживать то, что еще возможно поддержать.
Как всегда желаю здоровья вам и вашим близким!
И если статья вам понравилась, то поддержите лайками и подпиской!