Найти в Дзене
Александр Марков

Социально-экономический оптимум и радикальное повышение темпов роста

Введение

Возможен ли рост благосостояния 10-15% в год. Почему мы выбираем президента и всю власть, а начальников на работе нам сажают на голову и, притом, это не лучшие представители человечества. Почему социализм рухнул под напором гласности как карточный домик, а капитализм прочно стоит на земле, как его не критикуй – ему плюнь в глаза все божья роса. Почему капиталист своими ручонками тянется к прибыли, может быть для него есть и другие идеалы. Откуда берется инфляция и периодические кризисы, как 60 тыс. сотрудников ЦБ на наши деньги «таргетируют» инфляцию и почему у них это так плохо получается. Может, если бы они сеяли и пахали было бы больше толку. Почему коллективная собственность и монополии враги общества, а олигархи и бизнесмены его спасители. Почему экономические вузы плодят в таком количестве мошенников, которые припеваючи живут заграницей с наворованными у нас деньгами. В чью пользу должна играть власть - в пользу бедных, раздавая им деньги, отнятые у богатых, или в пользу богатых, которые «каждую копейку вкладывают в производство товаров для народа». Как добиться справедливого распределения богатства. Как достичь социального мира в обществе в целом, в котором большая часть собственности принадлежит кучке олигархов. Как достичь социального мира внутри рабочего коллектива, если сверху владельцем посажен менеджер, задача которого драть с подчиненных три шкуры в виде прибавочной стоимости. Как сделать инновации настоятельной потребностью наемного работника. И что за зверь такой, никем не виданный и не слышанный, динамический оптимум.

На все эти бесчисленные вопросы есть, как это ни странно, один простой ответ - оптимальная экономика. Попробуем донести до читателя ее простые истины.

сравнительная таблица возможных экономических систем
сравнительная таблица возможных экономических систем

Таблица для нас очень важна, так как позволяет обозреть общее поле возможных экономических систем. Оно, как видно, не очень обширно. Это связано с ограниченностью глобальных и локальных (на уровне предприятия) целевых функций. Особое место занимают здесь социализм и капитализм. Капитализм как существующая система и согласно классической парадигме единственный свет в окошке. При детальном анализе будет показано, что капитализм генетический урод, тупик цивилизации, который очень нравится тем, кто приспособился почти легально грабить и воровать, и тем, с кем капитал делиться наворованным. Социализм, в его в классическом советском виде, вроде бы ушедшая натура. На самом деле именно он ближе всего к положительным и жизнеспособным формам. Просто советская власть панически боялась рынка, а без него экономика - мертворожденный ребенок. Социализм, помещенный в рынок практически без переделок (условно назовем его рыночным социализмом, РС) нам интересен как промежуточная формация. Оптимальная экономика представляет собой некоторый косметический ремонт РС, связанный с выбором более адекватной общественным интересам глобальной и локальной целевой функции.

Очень важно для дальнейшего понятие «экономическая система». Если в тюрьме шьют рукавицы и точат черенки для лопат, то это тюремное производство, но не экономическая система. Система - это взаимоотношения общества и производственных ячеек, формы собственности, внутрифирменный социум, система оценок и стимулов, движение капитала, рынок труда, налоговая система, контроль безопасности и пр. И все это приведено в равновесие. Далее мы будем вести речь о коммерческой части экономики. Некоммерческая ее часть – медицина, образование, пенсион и силовые структуры, развивается по своим законам. Можно, конечно, включить государство в разряд потребителей товаров и услуг, как и прочее население. Но объем заказов государства, работающее на собранные налоги, не подчиняется законам спроса, а определяется экспертными оценками, то есть бюджету. Система потому и система, что предполагает набор внутренних стимулов и определенный автоматизм ее функционирования. Оптимальная экономика означает полный автоматизм. Субъективное управление чиновником несовместимо с оптимумом в принципе.

Капитализм

Детальный анализ для простого читателя начнем с капитализма, который у всех перед глазами. Итак, есть интересы государства и общества в целом – это ВВП, валовой внутренний продукт (который включает пушки и масло), и благосостояние населения – которое можно трактовать как его покупательную способность (включает только масло, пушки идут отдельно).

И есть интересы отдельного предприятия и его собственника. На все эти глобальные показатели собственникам, или, как их интеллигентно называют, предпринимателям, наплевать – у них есть личный интерес - прибыль. И к ВВП и к доходам населения прибыль имеет опосредствованное отношение. Чем меньше заплатил зарплаты работникам и налогов государству, тем больше прибыль. А если на прибыль купили вторую яхту и скромный домик в Лондоне, то это как трактовать. Особенно обидно, когда подонок, наворовавший миллиарды, сидит за границей и платит понемногу живущим здесь, в России, за предательство. Иногда до слез жаль те сотни олигархов, которые вынуждены жить вдали от родных березок, ибо наворовали так много, что на родине их ждет прокурор.

Если прибыль вкладывается производство, то это в интересах общества. Крупный недостаток прибыли в том, что она как критерий деятельности работает только в условиях частной собственности. Если отдать прибыль коллективу (при коллективной собственности), то он распихает ее по карманам и будет еще хуже. Куда ни кинь, всюду клин. Получается, что все-таки лучше отдать прибыль собственнику – он хоть и сворует часть, но что-нибудь израсходует и на производство. Ведь расширение производства качественных товаров, а, следовательно, и снижение цен, до определенной грани увеличивает прибыль. Для выживания в условиях конкуренции капиталисту надо вкладывать прибыль в производство для его совершенствования. Вот только заставить наемных рабов к такому подвигу не всегда получается.

Прибавим к нарисованной картине чудовищный госаппарат и вороватых чиновников, сложнейшую налоговую систему, низкие темпы роста экономики, паразитов в лице профсоюзов и партий, защищающих интересы власти и капитала, наемное рабство, отрезающее большую часть населения от активного участие в экономике, кризисы, то получим абсурд.

Социализм

Социализм, хотя и является ушедшей натурой, поставлен в таблице не зря. Он был попыткой уйти от посредников-капиталистов, и оказывается, что именно его принципы ближе к оптимальному решению, чем капитализм. Сто лет назад революционеры, слезши с коня и вставив шашку в ножны, пошли править банками и страной. Да, среди революционеров было много интеллигентов, но народ для них был разменной монетой, а целью - власть и мировая революция. Ленин в какой-то момент считал, что можно вообще обойтись без денег. Действительно, зачем деньги в концлагере. Правда, жизнь вернула его на землю - власть оказалась дороже принципов. Пятьдесят лет назад в рамках экономической реформы был открыт принцип оптимальной экономики и детально сформулированы ее принципы. Но тут же выяснилось, что для власти главным были не экономические реформы, а сохранение атмосферы концлагеря. Стало понятно, что социализм был обречен.

Напомним, что критерием деятельности предприятия было выполнение плана по приросту объемов производства, то есть его вклад в прирост ВВП в натуральном выражении. А бонусом для руководства и рабочих была премия за выполнение плана. В этой ситуации у руководства была задача взять план поменьше, а у работников не надрываться, чтобы повысить отдачу в рублях на единицу трудового энтузиазма. Рынка не было, поэтому поэтому прибыль не отражала ни дефицитности товара, ни усилий коллектива по экономии труда. Скромный рост производства потребительных товаров позволял увеличивать фонд заработной платы и благосостояние.

Но как во всяком народном творчестве были и гениальные находки, и, в частности, двухконтурная финансовая система. Производственные расходы и доходы шли по своим каналам, а фонд зарплаты, эквивалент водки и колбасы – по своим. И эти потоки не пересекались. Ведь прибыль - это сэкономленный труд, а зарплата – эквивалент водки и колбасы. Это принципиально разные категории, хотя и измеряются в одних и тех же величинах. Недаром, когда реформаторы дорвались до власти, то их главной задачей было не введение рынка, он был известен еще шумерам, а сокрушение двухконтурной системы, которая не позволяла легально грабить и воровать.

Рыночный социализм (РС).

РС был страшилкой для народа. Власть считала, что если народу дать свободу, выпустить из концлагеря, он как малые дети, разбредется и пропадет. Самое интересное, что это опасение было справедливо. Воспитанники детских домов, выйдя в большую жизнь, зачастую не умеют тратить и зарабатывать деньги, готовить, воспитывать детей и следовать закону. Многие оказываются в тюрьме. В 90-тые, вырвавшись на свободу, народ оказался в руках придурков-реформаторов, мошенников и откровенных бандитов. И только волею случая, потеряв десяток миллионов соотечественников, мы сберегли свою цивилизацию.

РС отличается от своего родителя рынком. Цены при этом балансируют спрос и предложение. Одномоментно пропадает дефицит, который столько лет был как кость в горле у всех, кроме номенклатуры. Прибыль четко отражает дефицит товара или услуги. Оценка работы предприятия - уже не натуральный продукт, а монетизированный прирост объемов производства, являющийся, как и при социализме, вкладом в ВВП. Этот вклад в условиях разделения труда в цепочке предприятий измеряется в виде добавленной стоимости. И вот тут, внимание к главному – прибыль, как мы уже сказали, используется только на производственные нужды, то есть является не конечным продуктом, а инструментом, заработан он коллективом и принадлежит ему. Расплачиваться с коллективом сэкономленным трудом очевидная дикость, которая, впрочем, имеет место при капитализме. Национальный фонд зарплаты делится между предприятиями пропорционально вкладу каждого в рост ВВП. Часть национального фонда потребления заранее резервируется государством для своих нужд, а часть выплачивается как МРОТ штатным работникам.

Добавленная стоимость есть сумма зарплаты и прибыли. Прибыль, как и при социализме, не конвертируется в зарплату напрямую. Но есть рыночное дополнение. На рынке капитала прибыль обменивается на фонд зарплаты по цене, балансирующей спрос и предложение. Каждый коллектив борется за максимальную прибыль путем оптимизации интенсивности труда при текущем технологическом укладе и вкладывается в инновации, понимая, что и через десять лет каждому члену коллектива, его родственникам и детям, надо жить достойно. Если прибыли много и коллектив не может ее освоить, то можно на нее купить фонд зарплаты. И наоборот, если есть эффективное вложение, но недостает капитала, то прикупить прибыль за фонд зарплаты. Все находятся в одной лодке и потому надо выбирать ответственное высокопрофессиональное руководство, обеспечивать оптимальную численность, профессиональный состав и непрерывное повышение квалификации, иметь мощный научно-инвестиционный сектор или нанимать на реализацию инноваций соответствующие фирмы. Естественно активное участие всех работников в реализации инновационных проектов. Для социального климата важно справедливое распределение зарплаты и доли в приросте капитализации. Формально допустимы все виды собственности, но эффективность работы сплоченного коллектива не соизмерима с другими формами организации труда. Вспомним золотодобывающие артели В.И. Туманова, которые в социалистические времена на отработанных отвалах и списанном оборудовании давали в десять раз большую производительность труда, чем казенные предприятиях. А ведь они не имели главного резерва экономики – долговременных инновационных инвестиций. Но сила коллектива была такова, что большая часть бывших уголовников и алкоголиков становилось элитой общества, и вспоминали они тяжелейшую работу в артели как самый счастливый период и удачу в их жизни. Только 20% рабочих окончательно спивались, что недостижимо для других способов реабилитации – медицины и ФСИН.

Оптимальная экономика.

РС имеет недостатки, которые не видны непрофессиональному взгляду. Предприятия генерируют прибыль, но имеет место отраслевая конкуренция и ослаблен стимул к расширению производства сверх оптимальной численности (которая максимизирует среднюю зарплату). В результате в РС возникает необходимость в государственных структурах, которые аккумулировали бы прибыль и вкладывали ее в расширение производства (типа отраслевых министерств при социализме). Это не рационально, так как кадры и передовые технологии сосредоточены на частных предприятиях. Таким образом, в РС проблема полного использования трудовых ресурсов не имеет системного решения. В оптимальной экономике исправлен этот недостаток.

Для того, чтобы в полной мере показать научную логику построения оптимальной экономики, надо заходить на нее не со стороны социализма, а со стороны теории динамического оптимума. Но это самый сложный раздел экономической науки, а здесь не место для теоретических симпозиумов.

Если в РС рост благосостояния является побочным продуктом роста экономики, то в ОЭ глобальной целевой функцией является именно рост благосостояния общества. Остальное - задача государства.

Если количество наличных денег на руках у населения фиксировано, то сумма снижения цен и рост благосостояния будут тождественными величинами. Это очевидно - если сегодня ты купил стандартную бутылку молока на десять рублей дешевле, то и твое благосостояние возросло на эти десять рублей. Ну, а если каждый год цены падают на 15 процентов, то, следовательно, и благосостояние общества выросло на эти 15 процентов. Вклад предприятия в общую сумму снижения цен пропорционален приросту его добавленной стоимости, то есть росту производительности труда, то есть прибыли. Росстат дает цифры дефляции по крупным позициям, добавленную стоимость для каждого предприятия (реализация минус закупки на рынке), компьютер складывает, делит и начисляет заработок коллективу. Имеем полный автоматизм функционирования коммерческой части экономики. Вмешательство государство категорически запрещено, так как снижает темп роста благосостояния.

Уход игрока из отрасли, например, из-за банкротства, приведет к солидному штрафу за повышение цен. Это со временем будет компенсировано увеличением прибыли, но отрасль, в лице передовых предприятий, заинтересована в расширенном воспроизводстве – строительстве новых предприятий с передовыми технологиями и в оптимальном кадровом наборе. В остальном все похоже на РС.

По нашим представлениям 12-15% роста обеспечено. Без олигархов с их яхтами, вороватых чиновников, без вмешательства государства. У него остается много проблем, ибо часть предприятий работает по заказу государства. Под его присмотром ВПК, инфраструктура, силовики, пенсионеры, девиантное поведение и т.д. Жаль, конечно, оставшихся без работы миллионы чиновников, бухгалтеров, налоговых инспекторов, банковских работников. Но избыток прибыли будет давить на рынок руда с огромной силой и работа всем найдется, хотя бы и дворниками.

Пытливый читатель спросит – «А где же марксизм?».

Маркс и Энгельс славян считали недочеловеками и даже отказывали им в государственности. Нацизм, дополнив их философию антисемитизмом, поставил мир на грань катастрофы. Трудно сказать, что принесло России больше бед - нацизм или «бессмертное» учение Маркса. Революция расколола нацию и столкнула ее в смертельной борьбе. Жертвы были напрасны, хотя все отнести на «бессмертное» учение невозможно. В противовес революции, война с нацизмом сплотила нацию и все ее жертвы навсегда в памяти народа.

Пытливый читатель может также спросить –«А где же экономическая наука?». Ответ столь же философский, как и вопрос. Попробуйте предложить валютной проститутке переквалифицироваться в мазутосливщицы или шпалоукладчицы, как в более полезные обществу специальности.