Перевел еще одну статью Моргана Хаузела. Морган - один из лучших авторов, пишущих на тему финансовой независимости.
Конец спекулятивного бума неизбежен, но непредсказуем. Нестабильность может продлиться долго. Если вы обнаружили, что какой-то процесс близится к завершению, это не означает, что он не будет длиться еще несколько лет. Годы, годы, и еще раз годы.
Возможно дело в эмоциях. Во время Войны во Вьетнаме Хо Ши Мин сказал: «Вы убьете десять наших, а мы убьем одного из ваших, но именно вы устанете первыми». Эмоциональные тенденции не подчиняются логике. Эмоции могут заставить нас уйти далеко за пределы разумного.
Неустойчивые тенденции становятся очень живучими, если в них верит большое количество людей. Когда люди верят во что-то, их трудно убедить, что это не так. Или, другими словами: если толпа верит во что-то, это что-то превращается в правду.
Все инвесторы делают ставки на будущее. А если вы не согласны с чьей-то ставкой, это называется спекуляцией.
В девяностых годах люди спорили о том, сохранят ли Kodak и Sears свою долю на рынке, начнут ли зарабатывать eToys и Pets.com. Это были ставки на будущее. И ставки оказались неверными. Такое случается.
Но давайте не будем делать вид, что мы уверены в своих мыслях пока все вокруг спекулируют.
Готовность верить в безумные вещи возрастает когда кажется, что мир опасен и вот-вот разрушится. Упоминая Великую эпидемию чумы в Лондоне, Даниэль Дефо написал:
Именно в тот период люди сильнее были увлечены пророчествами и астрологическими заклинаниями, сновидениями и бабкиными сказками, чем когда-либо еще... альманахи ужасно их пугали ... столбы домов и углы улиц были завалены афишами врачей и бумагами всяких невеж, зазывающих людей прийти к ним за лекарствами.
Оптимизм всегда выходит за рамки допустимого. Так и должно быть. Правильная цена любого актива – это та, которую за него готовы заплатить. Потому что все цены на активы основываются на субъективных предположениях о будущем. И так же как слепой не узнает, где находится стена, пока не наткнется на нее, рынки не узнают точно, сколько люди готовы заплатить, пока не зайдут слишком далеко и не скажут: «оглядываясь назад - это был предел».
Пики рыночных циклов в ретроспективе всегда выглядят иррационально, как будто они преувеличены. Но на самом деле рынки просто пытаются отыскать у людей пределы допустимого. И они должны это делать, потому что, если вы не узнаете, где находятся эти пределы, вероятно, кто-то еще воспользуется возможностью и сделает это.
В непростые времена все корреляции сводятся к одному. Сначала все идет вверх независимо от показателей, а затем – вниз (так же без разбора). Поэтому каждый чувствует себя гением на пути вверх и идиотом на пути вниз. Однако, ничто из этого не является истиной.
Инвесторы играют в разные игры. Если вы являетесь долгосрочным инвестором, стоимость GameStop в 400 долларов за акцию не имеет для вас никакого смысла. Но если вы внутридневной трейдер, делающий ставку, что в следующий час стоимость увеличится до 401 доллара, вы можете совершить очень удачную покупку. Почти все финансовые споры показывают не то, что люди не согласны друг с другом, а то, что они играют в разные игры и обсуждают друг друга.
Джим Грант однажды сказал:
«Если вы полагаете, что стоимость акций определяется исключительно прибылью корпорации, значит вы забыли, что раньше люди сжигали на костре ведьм, начинали войну ради развлечения, вставали на защиту Иосифа Сталина и верили Орсону Уэллсу, когда он сообщил по радио, что марсиане прибыли на Землю»
Оптимизм – в долгосрочной перспективе лучший образ мышления. И чтобы его приобрести, необходимо научиться верить в вещи, которые невозможно проверить. Это происходит потому, что либо у вас нет технических навыков для их проверки (никто не может знать все), либо потому что какая-то вещь еще не произошла, но вы верите, что она произойдет в будущем. Часто недостаточное количество спекуляций так же опасно, как и их переизбыток (прим., думаю, что автор имел ввиду, что инвестор должен брать на себя риски. Но делать это нужно с умом, что и показывает следующая цитата).
Баффет говорит: «Если вы рискуете чем-то нужным ради того, что вам не нужно, это глупо. Это ужасно глупо».
Когда процентные ставки равны нулю, истории о том, что может произойти в будущем, более убедительны, чем факты о том, что в действительности происходит сейчас. Потому что те же облигации, которые сейчас вообще не приносят дохода, возвращают людей в реальность.
Инвестирование изучает не финансы. Оно изучает то, как люди ведут себя с деньгами. И часто их поведение выглядит диким.
Ставьте лайк, если статья понравилась.
Есть что добавить? Напишите в комментариях. Буду признателен.
Хотите узнать как я вышел на пенсию в 35 лет? Читайте мою книгу. Или слушайте ее в аудиоформате.
Подписывайтесь на самый нескучный телеграм-канал по инвестициям "На пенсию в 35 лет". И на мой Инстаграм.