Найти тему

Кто лежит рядом с Федором Сологубом? Часть вторая

В кладбищенской оградке Федора Сологуба похоронен еще один человек. Кто он, Николай Черносвитов – персонаж мистического романа Сологуба? Или все проще?
В кладбищенской оградке Федора Сологуба похоронен еще один человек. Кто он, Николай Черносвитов – персонаж мистического романа Сологуба? Или все проще?

-2

Кем же был Николай Черносвитов. В первую очередь сейчас мы знаем его как родственника людей, жизнь которых описана в энциклопедиях. Черносвитов – свояк Федора Сологуба, и это было большим минусом в условиях советской жизни 20-30-х годов. Но точно так же он и родственник высокопоставленных старых большевиков, которым посчастливилось уйти в мир иной до начала чисток и репрессий, до смерти члена Политбюро ЦК ВКП(б) Сергея Кирова (1934 г, урна с прахом захоронена в Кремлевской стене, правая часть). Вряд ли, конечно, кто-то за кого-то вступался, но мелкие чиновники на местах, конечно, знали, кто чей родственник и без команды не трогали. Видимо, поэтому мы можем сегодня видеть крест на могиле умершего своей смертью в разгар репрессий потомственного дворянина Николая Николаевича Черносвитова.

-3
Литературная мастерская "Времена года" // Формаслов - Формаслов


Его сестра, старая большевичка, была соратницей Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой, а в Кремлевской стене (правая часть) лежит прах деверя со стороны ее первого мужа и прах второго мужа. Но об этом дальше.


Николай Николаевич Черносвитов в 1896 году закончил юридическое отделение Московского университета. В том же году женился на Ольге Николаевне Чеботаревской и они отправились в Париж. В то время закончить университетское образование удавалось не всем, в учебных заведениях бурлила революционная мысль, студентов и преподавателей, бывало, исключали. Да и за границу иногда бежали от наказания, а не ехали по своей воле. Известно, что студент Черносвитов участвовал в антиправительственных демонстрациях, а потом в родном городе Туле раздавал прокламации рабочим на оружейном заводе, но это не помешало ему доучиться в университете до конца, и его заграничная поездка была не бегством, а мероприятием, вполне согласованным с властями и родственниками.


В 1896-1903 годах Николай Николаевич получил второе высшее образование в Высшей электротехнической школе в Париже, участвовал в исследованиях французских коллег в области электродинамики. В 1907 г. по возвращении из-за границы был приглашен преподавателем на электротехнический факультет Петербургского политехнического института. Со временем стал профессором, и похоже, мирно трудился на кафедре практически до самой смерти.


Жена его, Ольга Черносвитова (Чеботаревская) пережила мужа на четыре года, умерла во время блокады в 1942 году. Похоронена на Серафимовском кладбище, тогда оно было местом массового захоронения жителей, погибших и умерших в блокадном Ленинграде. Можно только предполагать место, где она лежит, а всего за годы блокады здесь было захоронено до трехсот тысяч человек.


Николай Черносвитов никогда не состоял в партии большевиков. За спиной осталась революционная юность: ведь если ты в студенчестве не был борцом против царизма – ты был неприличным человеком. Революционных групп разной направленности было много, часто в одной и той же типографии печатались прокламации разных, враждебных между собой организаций.


После прихода к власти большевиков являться революционером из другой партии было еще опаснее, чем не вовлеченным в политику человеком. Когда к власти приходит какая-то группировка, она не может оставить в покое участников других конкурирующих группировок, с которыми вместе совершала противоправное действие – государственный переворот. Свидетелей противозаконных действий убирают. Абсолютная правота и власть осталась за большевиками. Бывшие союзники и подельники сводили счеты друг с другом, грызлись разные направления одной партии, шла борьба вождей за верховенство. После 1917 года все как-либо причастные к революционной борьбе не могли уже оставаться в покое.


История семейства Черносвитовых интересна и извилиста, на самом деле это сага о дворянском гнезде в период русских революций. Здесь приводится сокращенный вариант семейной летописи, причем дана история не жизней, а смертей, то есть завершения жизней. Так короче и нагляднее, хотя все равно получается запутанно.

Семья Черносвитовых в г.Туле (1902). Справа за столом с бородой - Николай Петрович Черносвитов, В центре пожилая женщина - Александра Ивановна Черносвитова (Пушкина), их дети (слева-направо): Владимир, Алексей, Николай, Софья (Смидович). Девочка Таня, дочь Софьи. Фото с сайта: Путеводитель по достопримечательностям Веневского уезда
Семья Черносвитовых в г.Туле (1902). Справа за столом с бородой - Николай Петрович Черносвитов, В центре пожилая женщина - Александра Ивановна Черносвитова (Пушкина), их дети (слева-направо): Владимир, Алексей, Николай, Софья (Смидович). Девочка Таня, дочь Софьи. Фото с сайта: Путеводитель по достопримечательностям Веневского уезда


У известного адвоката, потомственного дворянина, правителя канцелярии тульского губернатора Николая Петровича Черносвитова было четверо детей: Николай, Владимир, Алексей и Софья. Родились все они в Туле, летом выезжали в родовую усадьбу Щучье на берегу реки Осетр. Усадьба досталась в приданое от матери семейства, Александры Ивановны Пушкиной, родственницы поэта, кроме того, она была из рода Волконских.


Отец, прогрессивный юрист, поощрял демократические увлечения детей. Все три сына учились в Москве и закончили Первую гимназию, после нее открывалась прямая дорога в Московский университет.
Дочь Софья закончила в Москве частную гимназию Перепелкиной и педагогические курсы. В 18 лет она вышла замуж за Платона Луначарского; молодой человек окончил медицинский факультет Московского университета и работал ординатором в психиатрической клинике при университете. Как они познакомились – неизвестно. Может быть, даже на заседании революционного кружка. Когда Соне было 15 лет, брат Николай подсунул сестре запрещенную брошюру, и с этого момента начался ее блестящий революционный путь. Сам же старший брат вскоре свернул с революционной дороги.


Молодые поселились в родительской усадьбе Щучье. В 1892 году отец построил школу, чтобы Софья могла обучать крестьянских детей, а Платон здесь занимался врачебной практикой. В это время они оба уже прониклись революционными идеями и находились под надзором полиции.

Вторая слева - Софья Николаевна, 1892. Фото с сайта:  Путеводитель по достопримечательностям Веневского уезда
Вторая слева - Софья Николаевна, 1892. Фото с сайта: Путеводитель по достопримечательностям Веневского уезда


Главный герой повествования, Николай Черносвитов, поступил в Московский университет в 1891 году, а на следующий год сюда же, но на естественное отделение, приняли выпускника Тульской классической гимназии Петра Смидовича, из дворян (будущий председатель Моссовета, умер в 1935 г, урна с прахом захоронена в Кремлевской стене, правая часть). В Туле Черносвитовы и Смидовичи поддерживали дружеские отношения. С детства были знакомы и Ольга Черносвитова и Петр Смидович.


Из университета за революционную деятельность Смидович был отчислен с четвертого курса, бежал в Париж и начал учиться там в Высшей электротехнической школе, закончил с дипломом. Через год в ту же школу для получения второго высшего образования поступил и его знакомый Николай Черносвитов.


Еще раньше, в 1894 году, Платон Луначарский серьёзно заболел и с женой Софьей выехал на лечение во Францию. Он перенес неудачную трепанацию черепа, здоровье катастрофически ухудшалось, психическое состояние и двигательные функции были нарушены – во время операции на мозге задели какие-то жизненно важные центры. Здесь же супружеская пара Луначарских сошлась с бывшими тогда в эмиграции известными социал-демократами – семьей Ульяновых и Георгием Плехановым, включились в революционную работу. С 1895 по 1898 года больного брата и его жену во Франции и Швейцарии сопровождал только что окончивший гимназию Анатолий Луначарский (будущий соратник Ленина, умер в 1933 г, урна с прахом захоронена в Кремлевской стене, правая часть).


К тому времени Петр Смидович уже вел активную революционную работу. Он изучал рабочее движение, был активным членом Бельгийской рабочей партии. С паспортом бельгийского рабочего вернулся в Россию, поступил на Брянский металлургический завод. В качестве иностранца был арестован за революционную деятельность. Симулировал помешательство, благо в этом ему помог курс психиатрии, изученный в Московском университете. Раскрыт так и не был, и в качестве иностранца его выслали из России.


Во Франции Петр Смидович опять встретил Софью.
Осенью 1898 года Луначарские возвратились в Москву, по заданию женевского центра вместе с Ульяновой-Елизаровой воссоздали разгромленный к тому времени Московский комитет РСДРП. Однако очень скоро все члены комитета были арестованы, после этого чета Луначарских выслана по месту жительства в Тулу. Здесь в 1901 году они организовали местный комитет РСДРП, Платон Луначарский стал его первым председателем, хотя к тому времени он практически не вставал с кровати, а революционную деятельность вела жена Софья. В конце 1904 года Платон Луначарский скончался. Похоронен в Киеве, местонахождение могилы неизвестно.


После этого Софья вышла замуж на Петра Смидовича, который тогда вернулся в Россию. Он, наконец, получил российский паспорт на свое имя, что позволило супругам официально расписаться.

Кремлевская стена. Фото из сети
Кремлевская стена. Фото из сети

(Окончание следует)

Михаил Квадратов

Впервые статья напечатана в журнале Лиterraтура

Смоленское православное кладбище, г. Санкт-Петербург, 15 октября 2015 г

-7

#федор сологуб #сологуб #смоленское кладбище #могилы знаменитостей #литература