Разворачивающаяся на наших глазах «зеленая революция» в мировом автопроме может нанести сильный удар по неокрепшей российской автомобильной отрасли. И первые признаки этого уже начинают проявляться. Речь идет об американском Ford.
Сначала о планах американцев. На днях Ford объявил о переходе к продаже только электромобилей на европейском рынке. Уже через три года компания планирует отказаться от традиционных дизелей и бензиновых агрегатов в пользу гибридных силовых установок, а еще через шесть лет – перейти на электромоторы.
Казалось бы, пусть там в Европах и делают свои шаги в направлении «нулевых выхлопов». Из России Ford ушел еще в 2019 году, свернув активность в легковом секторе и закрыв свои заводы в Набережных Челнах и Всеволожске (Ленинградская область), а также свой моторный завод в Елабуге.
Но вот коммерческий сегмент Ford не покинул нашу страну, а вместе со своим российским партнером компанией Sollers продолжает выпускать фургоны и шасси Ford Transit на заводе в ОЭЗ Алабуга, расположенном рядом с городком Елабуга в Татарстане.
Так вот, согласно озвученной стратегии американского автопроизводителя, уже совсем скоро, к 2024 году вся линейка коммерческих автомобилей, в которую также входит и выпускаемый в Татарстане Transit, будет состоять из подключаемых гибридов или полностью электрических версий.
Сейчас Ford доминирует на американском и европейском рынках коммерческих автомобилей, в США его доля составляет до 40%, а в Европе около 15%. И это не просто заявления, электрификацию коммерческой линейки в Детройте называют «ключом к будущему росту и прибыльности».
Сегодня ситуация такова. Коммерческая модель Ford Transit активно завоевывает российский рынок. Как видим, в нижеприведенных данных Ford на рынке LCV уверенно входит в тройку лидеров. А вот что касается конкретно модели Transit, то она вторая по популярности на российском рынке коммерческого транспорта после Газель NEXT. При этом разрыв с семейством горьковских автомобилей заметно сокращается.
Таблица 1 Самые популярные автомобили LCV в РФ в 2020 г. (штук)
Казалось бы, впереди у Ford Transit шикарное рыночное будущее в России и дальнейшее сокращение разрыва с главным отечественным "трудягой" Газелью Next. Но негативный вариант развития событий возник неожиданно.
Смена стратегии Ford может больно ударить по отечественной группе Sollers Вадима Швецова, поскольку вся инженерная составляющая коммерческих автомобилей Ford относится к ведению американской компании. Вдобавок, для дальнейшего самостоятельного производства, если Ford все же решит прекратить инженерную и прочую поддержку елабужского проекта необходимо будет выкупить весьма недешевую лицензию.
Еще одним лимитирующим фактором является низкая степень локализации выпускаемых автомобилей Ford Transit, большинство автокомпонентов для которого доставляют из Турции с турецкого филиала Ford-Otosan. Процесс локализации компонентной базы для коммерческого автомобиля идет, но очень медленно. Например, недавно для елабужского Transit на Чусовском заводе стали выпускать рессоры из особой стали.
Но вот одним из важнейших мер по локализации должна была стать покупка и переспециализация на выпуск дизелей для коммерческого транспорта моторного завода Ford.
Наш канал рассказывал об этом производстве и планах. Sollers потратил на приобретение 1,14 млрд руб. Наш канал рассказывал об этой сделке и проекте выпуска дизеля.
Исходя из вышеизложенного коммерческий автомобиль Ford Transit текущего поколения с двигателем внутреннего сгорания (дизелем) остановится на нынешней версии, которая и станет концом его эволюции. А вот сможет ли небольшая российская компания самостоятельно развивать инжиниринг этого LCV - под большим вопросом. Тянуть же лямку поддержки дизельного автомобиля, учитывая скромные объемы продаж в России Ford Transit американский автопроизводитель, скорее всего, откажется.
Какие нам видятся варианты развития событий?
За такой короткий по историческим меркам период, как пятилетний горизонт до 2025 года, Россия вряд ли осуществит массовое строительство электрозаправочной инфраструктуры . Для этого потребуется более длительный временной промежуток времени. Поэтому продолжение тесной интеграции с Ford ставится под большущий вопрос.
Нет смысла в организации производства европейского экологичного варианта Ford Transit в России. Ни одна компания в ближайшее время в России не сможет быть успешной на автомобильном рынке с коммерческим электромобилем или гибридом в сегменте LCV.
Далее, у Sollers есть выход в поиске другого партнера из зарубежных автопроизводителей коммерческого транспорта, который все же сможет поддерживать производство коммерческого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на территории России.
Пойдут ли чиновники профильного министерства промышленности и торговли РФ, чтобы помочь отечественной компании Sollers перейти на самостоятельное производство неплохого коммерческого автомобиля Ford Transit? Учитывая, что в такой же трудной ситуации оказался более крупный автопроизводитель как Группа ГАЗ, находящаяся под санкциями Минфина США, весьма спорный тезис.
Вот так ушедший Ford в ближайшем будущем поставит в серьезное положение своего российского партнера.