Доброго дня, читатели.
Сегодня снова поговорим о злополучном 115-ФЗ. Не смотря на его нацеленность на противодействие коррупции и отмыванию доходов, полученных преступным путем, он все чаще осложняет жизнь простых обывателей и честных предпринимателей, а ни как не крупных коррупционеров (все мы с вами читаем прессу и помним о миллиардах наличных и иных ценностей, спокойно хранящихся в квартирах, офисах и на дачах). Очередным поводом для беседы послужила информациz о введении с 10.01.2021 года новых правил о движении наличных в 115-ФЗ. Но прежде чем поговорить о нововведениях, вспомним о сути сего федерального закона, который касается буквально каждого.
Для начала определимся с полномочиями банков. В основном все движения более или менее крупных сумм, как между физическими, так и между юридическими лицами происходят с участием банков (и это вполне разумно и оправдано, НО!). Согласно п. 11 ст. 7 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк вправе отказать в выполнении распоряжений клиентов. Исключаются только операции зачисления средств на счет. Так вот заблокированы, могут быть операции, по которым, с точки зрения банка, зафиксировано одно из обстоятельств:
• не представлены документы, необходимые для фиксирования сведений в соответствии с данным законом;
• в результате реализации правил внутреннего контроля у сотрудников банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
То есть сделка признана СОМНИТЕЛЬНОЙ.
Что такое сомнительные операции? По сути это любые банковские операции, вызывающие сомнения в их экономической целесообразности. Кроме того АВТОМАТИЧЕСКИ контролю подлежат ВСЕ сделки, как физических лиц, так и компаний, на сумму свыше 600 000 рублей (или эквивалента этой суммы в любой валюте согласно официальному курсу).
Специалисты банков внимательно анализируют:
- клиентские связи гражданина или компании, попадающей под подозрение, руководителя и собственника компании;
- место регистрации клиента или его контрагента;
- территорию проведения транзакции.
Следует, также, помнить о списках стран, компаний и лиц, находящихся на особом контроле.
Кроме того учитывать стоит и тот момент, что если «первоначальную» подозрительность выявляют программные средства, то далее с «подозрительными» операциями уже работают живые люди, и именно в этот момент у вас просят пояснить те или иные моменты по сделке. Сделки могут привлечь внимание, а владелец счета встать на дополнительный контроль банка (иногда на несколько месяцев) по следующим признакам:
- клиент отказывается представлять пояснительные документы по операциям без объяснения причин;
- при наличии больших остатков на счетах клиент очень торопится при подаче заявления на снятие;
- от клиента одновременно поступают поручения на перевод значительных сумм нескольким физическим лицам или неясным компаниям внутри страны или за ее пределами;
- держатель счета пренебрегает выгодными для него предложениями от банка и вносит частые корректировки в схемы перевода собственных средств. Тут нужно отметить, что согласно новым правилам с 01.10.2021 года отказ от «выгодных предложений банка» более не будет считаться признаком подозрительности, что конечно радует;
- через расчетный счет проходит большое число операций без четкого экономического обоснования и с неясным назначением платежа (к примеру, «за товар», «за услуги» - без указания номера и даты договора, счет-фактуры, счета на оплату, указания на наличие или отсутствие НДС), т.е. имеют признаки транзитных;
- фиксируются поступления от физических лиц в крупных суммах и далее через очень короткий срок снимаются в пользу иных физических лиц в одной или нескольких валютах;
- клиенты просят провести платежи, не соответствующие логической схеме, сложившейся в результате анализа аналогичных операций;
- при перечислении денежных средств зарубежным контрагентам клиент не может подтвердить поступление товара, нет таможенных документов;
- компания или физическое лицо проводят сложный инструктаж для обычной операции, все предложенные иные схемы отметаются;
- клиент отказывается предоставить банку полную информацию о контрагенте - получателе средств. В данном случае также стоит отметить, что с текущего года налоговая инспекция и банковские структуры договорились о взаимном раскрытии налоговой и банковской тайн соответственно. Это означает полный взаимный доступ к информации о клиентах. Что лично меня, как клиента пережившего борьбу за собственные денежные средства, блокированные банком по 115-ФЗ при покупке недвижимости, не очень радует;
- расхождение между заявленным видом деятельности компании и фактическими платежами по ее счетам (имеется виду сомнительность деятельности условной «парикмахерской» по основному ОКВЭД, которой поступают средства за «консультационные услуги», а перечисляются контрагентам за поставку гравия);
- привлечение большого числа посредников в традиционных схемах взаиморасчетов (когда денежные средства проходят путь от плательщика к получателю через компании с признаками транзитных).
Итак, собственно, к списку «сомнительных» операций. Их полный перечень приведен в ст. 6 того самого 115-ФЗ, и этот перечень, как и сам закон, постоянно обновляется и дорабатывается. Последняя редакция была принята 09.07.2020 года.
Счета и вклады. Операции с признаками «сомнительности»:
- деньги отправлены за пределы страны на анонимный счет физического лица;
- поступление средств из-за рубежа от анонимного отправителя;
- операции зачисления и списания средств с расчетного счета компании, зарегистрированной менее 3-х месяцев;
- оформление вклада на третье лицо с зачислением на счет наличных денег;
- открытие счета на предъявителя на сумму свыше 600 000 рублей вносимых наличными.
- сомнительными будут признаны все операции на сумму больше 3 млн. рублей. Ранее это касалось только операций с недвижимость, теперь любых.
Движимое имущество. Особое внимание уделяется сделкам:
- передача в ломбард ювелирных украшений или лома драгметаллов;
- получение или предоставление беспроцентного займа;
- предоставление или получение имущества в лизинг.
Наличные. Разговор пойдет о тех признаках «подозрительности» сделок, что были установлены ранее и о вновь принятых с текущего года. Интерес банков вызывают такие сделки:
- покупка с последующей перепродажей иностранной валюты и ценных бумаг;
- размен купюр иностранной валюты одного номинала на банкноты другого достоинства той же валюты;
- получение средств со счета на предъявителя;
- выдача средств со счета юридического лица в объемах и на цели не регламентированные законодательно;
- купля-продажа долей уставном фонде компаний физическими лицами за наличный расчет;
- внесение наличных на счета ЛЮБЫХ компании в сумме более 600 000 рублей, даже если вы осуществляете розничную торговлю, чего не было ранее;
- снятие наличных со счета сотового оператора в сумме более 100 000 рублей;
- почтовые переводы на сумму более 100 000 рублей (то же касается и виртуальных кошельков, информацию о движении средств по которым с января текущего года банки начали передавать в ФНС - «Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal);
- снятие наличные с корпоративной карты более 100 000 рублей.
Статус сомнительной будет также присвоен любой операциям зачисления, перевода денег, выдачи кредитов или безналичным сделкам с ценными бумагами, если одна из сторон-участниц (гражданин или компания), зарегистрированы в государстве, не выполняющей рекомендации ФАФТ.
«Отягчающие обстоятельства», благодаря которым даже операции формально не относящиеся к сомнительным могут вызвать нездоровый интерес со стороны банков:
- размер уплаченных налогов и фактической прибыли от основной деятельности в сравнении с теми же показателями от нетипичной деятельности и проведенных сделок;
- своевременность выплаты заработной платы, отсутствие выплат по заработной плате, размер фонда оплаты труда в сравнении с доходами компании;
- соответствие ФОТ, исходя из средней численности компании, и МРОТ по региону и отрасли;
- отсутствие остатков на четах действующего юридического лица ;
- неполная оплата социальных выплат при достаточности средств на балансе;
- отсутствие логической связи между поступлением и их расходованием средств;
- необоснованный рост оборотов по счетам;
- поступление расчетов без НДС;
- отсутствие сделок и транзакций по основному ОКВЭД компании;
- «обналичивание» 30-ти и более процентов оборота по счетам компаний и ИП;
- налоговая нагрузка менее 0,9% от борота по счету;
- наличие нескольких корпоративных карт;
- совпадение IP-адреса устройства контрагента с устройством лица, которому уже присвоен статус подозрительного. Такая поправка уже внесена в Положение № 375-П (ВНИМАНИЕ! по данному пункту возможен полный отказ банка от сотрудничества с клиентом и блокировка счета).
Пожалуй, это основные моменты, на которые стоит обращать внимание, лавируя в непростом, часто штормящем, финансовом море. В этом море простых, сложных, прозрачных и сомнительных операций банки и Росфинмониторинг как хищники приглядываются к любому движению и акул бизнеса, или рыбешек - физических лиц. Мне остается лишь пожелать вам внимательности в платежах, гарантированных возможностей в подтверждении ваших честных намерений и успехов.