Английский язык в современных науке и образовании является всепроникающим. Сегодня нельзя найти успешного в этих сферах человека, не знающего английского языка. Как так вышло и хорошо ли это?
Довольно часто можно услышать, что английский язык стал универсальным, преобладая над всеми остальными, включая русский и китайский.
Как прививается желание изучать английский язык?
Началось всё, конечно, ещё во времена Британской Империи, когда колониальные завоевания и образовавшиеся глобальные торговые пути вынудили весь мир в той или иной степени понимать английский язык.
Глобализация продолжалась всё это время за счёт насаждения культурных ценностей, преподносимых в качестве общемировых. Любовь ко всему на английском языке в неанглоязычных странах начинает закладываться с самого детства, благодаря поп-культуре, голливудским фильмам, брендам быстрого питания, спортивным мероприятиям, телешоу и т. п. Но это ещё далеко не всё.
В неанглоязычных странах упаковка английского языка в ореол будущего успеха при владении им принимают различные формы. Вместо того, чтобы быть интегрированным в национальные учебные программы, институты изучения английского языка, языковые курсы и международные стандарты образования, английский язык преподносится в качестве гаранта карьерного успеха. С одной стороны, ну и ладно.
Но тут есть существенная проблема.
Язык и классовое разделение
Возможности по изучению языков не распределяются поровну между социально-экономическими группами. Глобальное образование на английском языке в основном предназначено для студентов не ниже среднего класса. Это создает классовый разрыв — вот уж сюрприз.
Далеко не у всех есть возможность отправлять детей на дополнительные курсы с самого юного возраста, когда информация усваивается наилучшим образом, а школьная программа, как правило, сосредоточена на заучивании правил грамматики, вместо того, чтобы учить разговаривать на иностранном языке.
Да, сейчас есть практически безграничные возможности для самообучения, но давайте будем честными — не так-то просто ими пользоваться, когда всё, о чём вы можете думать, это сыт и достаточно ли хорошо одет ваш ребёнок.
Культурные особенности
Не сто́ит забывать и о том, что язык является порождением культуры. Поймите правильно, я не говорю о том, что все должны нарядиться в косоворотки и, обнявшись с берёзой, петь на старославянском песни духам леса.
Помимо прочего, я не говорю, что отдельно взятая культура (в данном случае американская) исключительно плоха или хороша. В конце концов, мне самому́ многое из неё нравится, если говорить, скажем, о кинематографе и музыке.
Но согласитесь, что изучение языка без привязки к культуре (только потому, что без него, к примеру, ты выпадешь из собственного научного направления, в котором работаешь) создаёт в голове кашу, ведь, как и сказано выше, язык культурой и создаётся.
Из-за этой каши буквально рушатся причинно-следственные связи, создающие собственное мнение человека. Поэтому, во-первых, было бы неплохо изучать языки в привязке к культуре. Тогда, правда, можно забыть об «изучении английского за три недели».
Во-вторых, следует стремиться к тому, чтобы образование в англоязычных университетах являлось лишь одним из многих возможных вариантов образования на одном уровне с ними, а не элитарным. Но тут работы слишком много — на несколько поколений, а то и столетий вперёд.
Есть и совершенно дикий пример насаждения английского языка. В Танзании многие студенты просто не сдают итоговые экзамены, так как их учат на родном языке, давая английский факультативно, но требуют, чтобы экзамен они сдавали именно на английском.
Друзья, я знаю, что многие читатели канала работают в областях, где английский необходим. Поделитесь, пожалуйста, опытом изучения. И расскажите, будет ли у вас меньше возможностей для развития, если вы не будете знать английский? Ну а если у вас есть дети, то отправляете ли вы их на курсы английского?
Интересное по теме:
Исследование (конечно, на английском) «Влияние английского языка на перспективы образования и трудоустройства».
Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.