Царь и великий князь всея Руси, Иван Васильевич Грозный, от природы был человеком мнительным и подозрительным. Всюду ему мерещились то измены, то заговоры. Придворные давно уже привыкли к такому положению дел и не слишком-то удивились, когда 7 августа 1566 года царь истребовал из архива документы, касающиеся развода его отца с первой супругой, Соломонией Сабуровой.
Казалось бы: ну, взял - и взял. Но ящик под номером 44, где хранились те документы, в архив так и не был возвращён. Царь оставил его у себя, а это недвусмысленно говорило о том. что было для него в этом деле 40-летней давности что-то важное, то, от чего Иван Грозный никак не мог отмахнуться. И, надо признать, интерес в деле о разводе Василия III с первой женой, был у него далеко не праздным.
С некоторых пор по Руси-матушке ходили слухи о том, что у царя был старший брат. Дескать, разжалованная княгиня, уже живя в монастыре, произвела на свет сына, получившего имя Георгий.
Парадокс же ситуации заключался в том, что Соломония и стала-то отвергнутой супругой только лишь потому, что за двадцать лет брака так и не смогла подарить Василию наследника.
Правда, тогда возникает вопрос: а что мешало княгине, сосланной в монастырь, сообщить о беременности своему бывшему мужу и таким образом вернуть себе титул и положение в обществе?
Увы, здесь тоже не всё так просто. Если верить свидетельствам современников, то супружеская жизнь Василия III и Соломонии была счастливой, если не считать отсутствия у них детей.
И именно великая княгиня сама предложила через 20 совместно прожитых лет удалиться в монастырь, чтобы князь мог взять себе в жёны другую женщину. Василий же был категорически против развода.
"Како могу брак разорити..?" - спрашивал он.
Княгине, чтобы убедить его, даже пришлось прибегнуть к помощи митрополита. И вот, наконец, великий князь дал своё согласие на развод.
Возможно, слишком рано, кто знает? Вот, подожди он пару месяцев и, может быть, оказалось, что нет необходимости в расторжении брака с Соломонией, так как наследник уже есть. Правда, в этом случае история нашей страны была бы совсем иной, поскольку Иван Васильевич, получивший позднее прозвище Грозный, так и не появился бы на свет.
Очевидцы тех событий все, как один, уверяют, что Василий III далеко не сразу согласился сослать супругу в монастырь - ездил с ней по святым местам, делал щедрые пожертвования и даже обращался к знахарям в надежде на появление наследника, но всё оказалось тщетным. Княгиня так и не понесла, а князю уже исполнилось 45 лет - по меркам 16 века это была уже почти что старость.
Рано или поздно, но наступил тот день, когда затягивать с этим решением было уже невозможно и князь предложил Соломонии покинуть княжеский терем и отправляться в монастырь.
И вот тут-то по свидетельству Сигизмунда Герберштейна, автора "Записок о Московии", произошло кое-что интересное. Княгиня ответила категорическим отказом, а во время пострижения даже сдёрнула с себя куколь и в бессильном гневе его топтала ногами пока один из советников великого князя, Иван Шигоня, не утихомирил её взмахом бича.
Соломонии ничего не оставалось, как покориться. Но при этом она во всеуслышание объявила, что надевает куколь супротив своей воли и по принуждению. А заодно призывает Бога отомстить тем, кто посмел причинить ей столь великую обиду.
В 1525 году Соломония Сабурова приняла постриг под именем Софьи.
А вскоре, если верить народной молве, она произвела на свет сына, умершего в младенчестве и похороненного в монастыре. Позже там же рядом упокоилась и сама развенчанная княгиня.
В монастырских же хрониках утверждалось, что в детской могилке, расположенной поблизости от места погребения Соломонии Сабуровой, покоится не её сын, а царевна Анастасия - дочь Василия Шуйского, умершая совсем ещё ребёнком.
Но когда археологи вскрыли могилу в 1934 году, они были потрясены увиденным. Никаких детских останков там не было и в помине. А в почерневшем от времени гробике покоилась... скрученная из тряпок кукла, одетая в шёлковую рубашечку, расшитую серебром и туго перетянутая дорогим свивальником, который был украшен жемчугом. По мнению исследователей, именно так мог одеваться 3-5-летний мальчик, живший в первой половине 16 века.
Так что же на самом деле могло произойти с сыном Соломонии, если тот, конечно же, и вправду существовал?
Вероятно, развенчанная княгиня неспроста скрыла его появление на свет. Неизвестно: хотела ли она со временем предъявить этого ребёнка в качестве законного наследника престола, затаила ли обиду на Василия III или даже планировала устроить со временем дворцовый переворот и смуту, чтобы отомстить отказавшемуся от неё супругу.
Но в 1530 году на свет появился мальчик, который ныне известен нам под именем Ивана IV Грозного и его рождение, судя по всему, спутало все планы Соломонии.
Очевидно, великий князь догадывался, что с его "бывшей" всё было не так уж и чисто, иначе не стал бы он тогда же устраивать ей дознание, на котором старица Софья не стала отрицать, что у неё и вправду был сын, но умер сразу же после рождения и был похоронен в монастырском подземелье. Только вот можно ли верить словам обиженной женщины, затаившей обиду на весь белый свет и желающей отомстить мужу, который её предал и женился на другой?
И всё-таки, в народе упорно ходили слухи о том, что старший сын князя Василия III выжил и впоследствии стал знаменитым атаманом Кудеяром.
Так, может быть, в этом-то и заключался план мести Соломонии Сабуровой: превратить законного наследника престола в разбойника? А когда тот будет пойман за свои злодеяния и взойдёт на эшафот, рассказать бывшему мужу или его наследнику о том, кем, на самом деле, был тот, кого все русские люди считали вором и душегубом?
Сейчас, по прошествии почти пяти столетий, сложно было бы сказать, чего хотела добиться старица София, если те слухи были правдивыми. Но, скорее всего, никаких коварных планов у развенчанной княгини Соломонии не было.
Вероятно, она, как и любая другая мать, желала защитить своего ребёнка. И появление на свет царевича Ивана могло заставить Соломонию пойти на крайние меры.
Понимая, что теперь её сын постоянно будет в опасности, так как родственники новой супруги Василия III ни за что не оставят его в живых, она решила разыграть "спектакль" с похоронами куклы, завёрнутой в свивальник, расшитый жемчугом.
Опасения старицы Софьи и вправду подтвердились через много лет, когда Иван Грозный, повсюду видевший измену, вдруг заинтересовался делом о её разводе. И именно слухи о существовании старшего сына Василия III и стали причиной интереса царя к делу сорокалетней давности. Но никто не знает о том, чем завершилось то расследование и как сложилась судьба ребёнка, рождённого старицей Софьей уже после пострижения. Если, конечно, он вообще существовал.
#семейные отношения #брак #загадки истории #версии #женщины