Ребенок говорит по 1 слову, не употребляя фразы из 2 слов и более. Т.е. вместо «дай шоколад» мы слышим «шоколад» и т.п.
По нормам развития переход к элементарной фразе у ребенка должен происходить в возрасте 1.5-2 лет. Однако, как мы знаем, очень часто детям нужна помощь в развитии речи, особенно, если есть какие-то нарушения или нетипичное развитие (аутизм, ЗПР, ЗРР, алалия и т.д.).
Что мы можем сделать, чтобы «простимулировать» у ребенка появление фразы?
Ниже я привожу примеры игр и заданий, которые помогут в игровой форме помочь ребенку говорить фразой по 2-3 слова. Помните, что если бы для ребенка это было бы легко и просто, как нам зачастую кажется, то ребенок без нашего участия уже так говорил бы. Если фразы нет, то значит нужно аккуратно, без лишней напористости и в темпе ребенка, помочь ему в этом. Не забывайте, что все задания с детьми маленького возраста мы проводим в игровой форме.
Как мы помогаем и подсказываем? В первой игре я привожу пример, где ребенку потребуется произнести «Красный кот». В этом случае в начале Вы произносите «красный», ребенок с вами вместе «кот». Далее постараться вместе проговорить два слова. Инструкция «теперь вместе» - «Красный кот». Не требуйте от ребенка сразу идеального произношения, помните, что для него это сложно, хвалите за старания, а потом за успехи. Не требуйте идеального произношения слова, наша цель – произнесение двух слов в любой доступной для ребенка форме, пусть даже и неправильно.
Игры и задания:
- положите в мешочек игрушки, которые можно называть. Например, разноцветных животных (красный кот, желтый кот, синяя собачка, синий медведь и т.п.). Такие игрушки часто встречаются в детских развивающих играх. С загадочным лицом, полным осознанием ответственности момента и созданием интриги для ребенка (помните, что мы играем!) перемешайте игрушки в мешочке, потом достаньте одну и назовите ребенку, что вы достали – «Красный кот». Далее предложите ребенку достать предмет из мешочка и назвать его (выше читайте, как мы помогаем и подсказываем). В мешочек можно положить что угодно, что у Вас есть и что может заинтересовать ребенка – животных, машинки, карточки с напечатанными цветочками. Просто заранее продумайте, какими двумя словами Вы сможете их называть (это домик, это собака, красная машина, синяя машина, желтый цветок, красный цветок).
- положите на стол/пол несколько игрушек животных, проговорите с ребенком, как они называются (кукла, котик, миша и т.д.), потом совершите с любой из игрушек какое-то действие, чтобы ребенок видел это – уберите куклу, посадите куклу на стул, накройте куклу одеялком – и задайте соответствующий вопрос: кто ушел? – кукла ушла, кто сидит? – кукла сидит, кто спит? – кукла спит. Как подсказать ребенку и помочь ему проговорить фразу – читайте выше.
- «цепочки слов» - создайте для ребенка игру-пособие, где ему надо будет повторять 2 слова поочередно. Сложность слов подбирайте по возможностям ребенка. Это могут быть простые слова (кот, кит), а могут быть и более сложные. Как всегда, начинаем с простого, максимально доступного для ребенка, и постепенно идем на усложнение. Это тренировка переключаемости и «говорении» нескольких слов подряд.
- стихотворения, рифмовки – разучите с ребенком простое стихотворение, обыграйте его, чтобы вызвать эмоциональный отклик ребенка. Естественно, в начале стихотворение вы проговариваете много раз и регулярно, всегда эмоционально, чтобы ребенку оно понравилось. Подкрепляйте гимнастикой, картинками, участием игрушек - важно, чтобы ребенку это нравилось! И постепенно, по мере разучивания, на эмоциональном моменте умолчите слово, давая возможность ребенку подключиться в чтение. Постепенно увеличивайте количество слов, произносимых ребенком, возможно совместное чтение.
- фразовый конструктор – прекрасное пособие, которые поможет ребенку заранее спланировать фразу, воссоздать ее с помощью карточек, и только потом произнести
- мои рекомендации по готовым печатным пособиям: Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе; Новиковская О.А. Большой альбом по развитию речи для самых маленьких.
Помните, что тренировки и повторение – залог успеха. Записывайте свои игры на видео и сравнивайте через неделю регулярных тренировок, через 2 недели. Вы непременно начнете замечать разницу!
Делитесь своим опытом! Какие игры и пособия Вы используете в работе? Что Вам помогает развить фразовую речь?