Вавилонский космогонический миф нам известен по 7-ми табличкам с поэмой "Энума элиш", найденным в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (2-е десятилетие до н.э).
Согласно эпосу, первоначальным состоянием вселенной был хаос, сформированный смешением двух первобытных водных стихий: женской морской Тиамати и мужского пресноводного Абзу (Апсу).
Тиамат древние шумеры представляли в виде дракона, льва с птичьим хвостом, гигантского змея.
В результате было рождено шесть поколений богов. Между
ними завязалась война. Потомки Абзу и Тиаматы во главе с верховным богом Эйа (Эа, Энки) восстали против отца и умертвили его. Разозленная Тиамат, не желая смерти своим детям, хотела отомстить за смерть супруга. Вместе с новым мужем она породила множество чудищ, с которыми сын Эйа Мардук вступил в схватку.
Тиамат была убита и разделена Мардуком на две части: небеса и землю. Затем Мардук создал Эшшару (жилище), потом сотворил звезды на небе, дал сияние Луне и Солнцу, определил день и ночь. Из глазниц Тиамат вытекли реки Тигр и Евфрат. А себя Мардук возвёл себя на престол в вавилонском храме Эсагила.
Далее Мармадук предложил Эйа создать людей. Убив мужа Тиамат Кингу, из его крови и глины Эйа с богами создали человека, чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор. Несовершенство людей объясняется тем, что Эйа с женой в момент творения опьянели от выпитого на пиру пива.
Первого мужчину в шумеро-аккадском мифе звали Адапа. Бог Энки предупредил Зиусудру (аналога Ноя) о насланном Энлилем Всемирном потопе и убедил построить Ковчег.
В шумерских мифах в качестве демиурга (творца, создателя) действует Эйа. Он же носитель культуры, божество плодородия. В сказаниях подчёркивается его доброта, но также и хитрость и капризность. Он часто изображается пьяным.
Серия статей о сотворении мира.
Сотворение мира в христианской традиции .
Сотворение мира у древних греков.
Сотворение мира у древних египтян.