Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Новые рынки сбыта и поставки в Россию. Как выглядит стратегическое продовольствие Беларуси

Оглавление

Продовольствие обеспечивает весьма значительную долю белорусского экспорта. Так было, несмотря на пандемию коронавируса, и в 2020 году, причем существенный вклад по традиции в экспортную продовольственную корзину внесли и предприятия столичного региона. О том, что происходило в истекшем году в данной сфере, рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов.

Поставки в Россию

-2

Доля Российской Федерации в экспорте сельскохозяйственной продукции и продуктов питания составила в 2020 году 74,4%, снизившись по сравнению с 2019 годом на 5,3 процентных пункта (4,3 млрд долларов США или 97,4% к уровню 2019 г.).

По словам Алексея Богданова, данный показатель является очень хорошим и свидетельствует о движении в направлении исполнения задачи по диверсификации экспорта.

— Мы до всех наших должностных лиц довели эту задачу и они, поверьте, думают об исполнении этой задачи ежедневно, — добавил представитель Минсельхозпрода.

Данная задача, по словам Алексея Богданова, актуальна также в связи с тем, что Россия в последнее время обращает пристальное внимание на развитие своей аграрной отрасли.

— Мы всегда смотрим на два шага вперед, и благодаря этому удается решать подобные задачи, — также отметил чиновник.

При этом торговля осуществляется практически со всеми регионами России- поставки осуществляются даже в Приморье и на Камчатку.

— Но вместе с тем, на центральные регионы приходится порядка 40% поставок. Дело здесь преимущественно в том, что Москва и область являются очень густонаселенными субъектами РФ, — добавил Алексей Богданов.

Немалую помощь в поставках оказывают продовольственные балансы Союзного государства, принимаемые ежегодно. На 2021 год они сохранены на уровне 2020 года

По словам Алексея Богданова, данное решение было принято в первую очередь с целью наиболее полного обеспечения населения двух государств.

Освоение новых рынков

-3

В течение 2020 года была расширена география экспорта белорусской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания: 116 стран мира против 104 в 2019 году («плюс» 12 стран).

По отношению к 2019 году освоены 20 рынков, в том числе:

— страны Азии и Океании — Кувейт, Непал;

— страны Африки — Алжир, Джибути, Конго, Мадагаскар, Мали Марокко, Намибия, Сомали, Сьерра-Леоне, Экваториальная Гвинея, Южный Судан;

— страны Америки и Карибского бассейна — Парагвай, Сент-Люсия;

— страны Европейского союза — Ирландия, Кипр, Мальта, Португалия, Хорватия.

Отвечая на вопрос о росте в последние годы поставок белорусского продовольствия в мусульманские страны, Алексей Богданов отметил, что этот рынок является для республики очень важным, но вместе с тем не является альтернативой России.

О том, что белорусскую продукцию ждут и в этих странах, свидетельствует, в частности, признание рядом подобных стран сертификации, выдаваемой «Белхаляль».

— Для поставок на рынок ОАЭ уже сертифицировано 15 предприятий, планируется наращивать присутствие белорусского продовольствия и в других странах, — добавил чиновник.

Гордость белорусского экспорта — сыры

-4

В настоящее время можно говорить о том, что сыры являются особой гордостью белорусского не только продовольственного экспорта, но и отечественного в целом.

По словам Алексея Богданова, за прошлый год экспортировано 230 тысяч тонн сыров.

Кроме того, за 2020-й экспортировано 44 тысячи тонн творога, 123 тысячи тонн сухого обезжиренного молока, 113 тысяч тонн сухой молочной сыворотки.

— Последние позиции, как и в целом позиции с длительными сроками хранения, активно идут преимущественно в страны дальнего зарубежья, — добавил представитель Минсельхозпрода.

При этом нельзя не отметить рост показателей по конкретным продовольственным позициям. В частности, по свинине в последнее время экспорт вырос в два раза. Из молочной отрасли очень хорошие показатели в прошлом году продемонстрировало сливочное масло — его на экспорт отправили в объеме 76 600 тонн, сыры — 216 тысяч тонн, а также картофель — его отправили более 100 тысяч тонн.

Вместе с тем, чем дальше расположена страна, тем с более продолжительными сроками годности нужна продукция. К примеру, в страны Африки, Америки, Карибского бассейна поставляется сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, сахар и т. д.

Один из потенциальных рынков, который в ближайшее время может продемонстрировать серьезный рост — Китай.

По итогам года в КНР отправлено сельхозпродукции на сумму 255,2 миллиона долларов с ростом в 1,9 раза к уровню 2019-го. Основу белорусского экспорта формируют поставки мяса и мясопродуктов (говядина, мясо птицы), молока и молокопродуктов (сухое молоко, сухая молочная сыворотка, цельномолочная продукция, мороженое, сыры, масло сливочное), масла рапсового и льноволокна. Начаты первые поставки сахара, крахмала, картофельных чипсов и рыбопродуктов.

Интересные цифры

В 2020 г. поставлено на экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания Беларуси в фактических ценах в долларовом выражении на сумму более 5,8 млрд долларов США, что составило 104,3% к уровню 2019 года.

По его словам, в целом, прирост валютной выручки сложился за прошлый год в сумме 240,2 млн долларов США, и это «очень хорошо, с учетом того, что год был нестандартным». В частности, с учетом закрытия тех или иных объектов, как, к примеру, отелей, кафе и ресторанов в России в период локдауна, приходилось оперативно перестраивать поставки в другие места, до которых потребитель и в этих условиях точно доходил.

По сравнению с 2019 годом выросли объемы экспорта:

  • молока и молочной продукции — до 2, 4 млрл долларов США (темп роста — 102,7%), или 4,8 миллиона тонн;
  • мяса и мясопродуктов — до 972,8 млн долларов США (104,9%), или 4600 тонн;
  • муки — до 9,7 млн долларов США (168,2%);
  • казеина — до 10,9 млн долларов США (146,2%);
  • масла рапсового — до 243,9 млн долларов США (119,0%);
  • желатина — до 8,9 млн долларов США (109,5%);
  • сахара — до 152 млн долларов США (137,7%);
  • жмыхов (соевых и иных получаемых при изготовлении растительных масел) — до 190,4 млн долларов США (138,0%);
  • шоколада и продуктов, содержащих какао — до 80,2 млн долларов США (103,7%) и некоторых других.

Доля стран СНГ (без России) в общем объеме экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия увеличилась на 1,9 процентных пункта, и составила 11,8% или 681 млн долларов США (темп роста 124,2%).

Доля стран дальнего зарубежья выросла на 3,5 процентных пункта и составила 13,8% или 796 млн долларов США (139,2%). В том числе вырос экспорт:

— в страны Европейского союза — на 45,4% и составил 338,5 млн долларов США;

— в страны Америки и Карибского бассейна — на 33,6% и составил 9,4 млн долларов США;

— в страны Африки — на 64,7% и составил 7,9 млн долларов США;

— в страны Азии и Океании — на 83,4% и составил 356,2 млн долларов США.

Продажа готовых изделий на экспорт увеличилась на 21%.

Маркировка — не помеха экспорту

-5

Беларусь готова к введению маркировки молочной продукции, предусмотренной документами в рамках Евразийского экономического союза, а оперативно может подготовиться к введению иных подобных механизмов в других странах или группах стран.

Хотя в последние годы остро стоял вопрос лишь о маркировке в рамках ЕАЭС.

— Мы все последние годы работали над тем, чтобы адаптировать к введению маркировки на все технологические процессы. Есть несколько способов идентификации контрольными знаками ЕАЭС: либо в упаковочную линию встраивается дополнительное оборудование, либо упаковка сразу заказывается с нанесением маркировки и потом цифруется специальным образом. Этот вопрос находится на постоянном контроле Минсельхозпрода и Министерства по налогам и сборам. Мы технически готовы, способы печати проработаны, поэтому к нужным срокам Беларусь будет готова ввести маркировку молочной продукции. И то, что в 2020 году Совет Евразийской экономической комиссии утвердил перечень видов молочной продукции, которые будут маркироваться средствами идентификации, не станет препятствием для продвижения нашей молочной продукции на рынки, — резюмировал Алексей Богданов.

Автор статьи: Василий Соколов

Автор фото: носят иллюстративный характер