Когда я задумывал написать об этой модели, я не представлял, что в одной крошечной модельке найду так много для себя.
Изготовление модели паровоза для модельной компании – это покорение вершины, сравнимой с полетом в космос. Это требует и более точного технологического оборудования, очень много ручного труда при сборке модели. Поэтому, обратите внимание, модели электровозов и тепловозов выпускают множество компаний, а вот моделями паровозов могут похвастаться немногие.
Паровоз 65 появился в каталоге Piko в 1968 году сразу же с NEM стандартной сцепкой, но на фотографиях он уже мелькал с 1966 года.
Вот так выглядит моя модель, которой уже 50 лет!
Это сейчас модель кажется слишком простой, а тогда это была супер-детализация. (Ну, может быть, и не супер – но на очень высоком уровне)
Вот посмотрите, как выглядела модель другого паровоза от Арнольда в 1965 году.
Разницу в деталировке видите?
Так что проектировщики Piko очень постарались.
И это при том, что над ними висел рок большого моторчика.
Насколько я понимаю, другого движка для модели у них не было с самого начала. Поэтому все первые модели локомотивы (тепловоз V180, французский электровоз, чешский тепловоз и др.), всегда выглядят «немного беременными» – двигатель попросту не лез в требуемые габариты модели!
То изящество, как запихнули движок в эту модель, делает честь конструкторам модели.
Им пришлось увеличить ширину модели, но, чтобы это скрыть и сохранить пропорции модели, им пришлось увеличить и длину модели примерно на 10мм.
Чтобы не «поплыли» основные размеры модели, проектировщики модели пожертвовали тендером – они его сделали заведомо длиннее, чем должно быть, также почти на 10мм.
Но зато отвислость зада не слишком бросается в глаза.
Для сравнения я не нашел хорошей фотографии BR 65 1010 (вот он - вид спереди), но вот фотография прототипа BR 65 1049 очень хорошо позволяет сравнить пропорции образца и модели.
Больше обращаешь внимание на то, что паровоз выше, чем должно быть – его растянули еще и по высоте. Причем внизу – очень сильно.
Но, попробуйте впихнуть в корпус невпихуемое!
Второй проблемой было то, что с типоразмером N никто еще не работал - как будут ездить такие маленькие модельки никто не знал.
Конструкторы при проектировании модели просто не знали, как модель будет проходить кривые. Поэтому заложили избыточное решение: ведущие оси крепятся по две на тележке, которая может поворачиваться относительно другой тележки, на которой располагаются две других ведущие оси.
Получилась очень гибкая конструкция – хоть змейкой бегай! Посмотрите на вид снизу:
Такая компоновка осей в модели напомнила мне компоновку осей в танке – только в нашей модели гораздо сложнее – все оси с приводом! И весь редуктор внутри корпуса.
Чтобы передать движение от моторчика к осям поставили несколько рядов шестеренок. И здесь уже постарались технологи – пластмассовые шестерни позволили сделать большие зазоры между зубьями, что увеличило подвижность деталей относительно друг друга и снизили шум от модели. Это было бы весьма непросто сделать при применении металлических шестеренок. С другой стороны, пластиковые шестеренки были дешевле металлических, что удешевляло модель.
Так и получилось, что модель отслеживала не только повороты путей, но и неровности пути по высоте.
Я пытался найти что-то подобное у моделей других компаний – не нашел. Все делали правильно, как у реальных паровозов - даже у самых длинных моделей ведущие оси жестко закреплены в тележке.
Да и в следующих моделях, у паровоза BR55, Piko уже стала применять традиционную жесткую схему крепления всех ходовых осей в одном корпусе – как у всех. И сразу высота модели уменьшилась, стала нормальной.
Также обратите внимание еще на одно "know-how" Piko: если Arnold продолжал изображать трубопроводы трубочками, то Piko первой сообразило, что моделирование трубопроводов можно упростить, ориентируясь только на горизонтальный вид.
Вид сбоку выглядит очень хорошо
А вот сверху, все эти трубопроводы при такой технологии выглядели совсем «не кошерно». :)
Напомню, что к 1966-68 годам, когда шло соревнование между модельными компаниями Arnold , Trix и Рiko , компания Fleischmann еще не родилась в 9-ке. И именно Fleischmann заметил и с успехом применил этот прием Piko в своих моделях.
(И не только это он скопировал у Piko, но об этом я расскажу чуть позже)
Токосъем конструкторы сделали сначала только с двух осей – с первой и четвертой ведущих осей. Но потом для более надежной работы токосъем сделали со всех четырех осей. Поэтому по количеству токосъемов с колес вы можете определить примерный год рождения своей модели.
А теперь обратите внимание еще на одну особенность этой модели:
Очередная фишка модели – это стразики в фарах. Лампочки в фары они не смогли поставить – еще не было наработок КАК их можно было ставить. Лампочки у моделей Piko появились гораздо позднее.
Да и места внутри модели было не так много. Покрасить фары белым – при такой деталировке это выглядело бы не слишком серьезным.
Поэтому, кто-то решил поставить стразы. Не знаю, это просто пластмасса или граненое стекло. Если смотреть просто так – то они выглядят темным. А если фотографировать со вспышкой – фары сверкают как настоящие лампы.
Делал ли кто еще так? Не знаю.
Может быть, эта модель не слишком и модель, и слишком много недостатков – но в ней чувствуется мысль, желание сделать ВЕЩЬ, в ней есть индивидуальность людей, которые создавали модель.
Подводила технология – Piko никак не могла освоить нанесение четких надписей на модели – очень часто они были просто нечитабельны.
Как бы мы сейчас не судили о качестве модели с высоты нашего времени, модель паровоза BR 65 от Piko – это единственная модель из всех модельных компаний, у которой, вопреки всяким правилам, сделала подвижная рама ведущих колес. И, вряд ли, кто-то будет так делать дальше.
Насколько трудным было изготовление модели этого типа паровоза можно судить по тому, что в каталоги Fleischmann модель паровоза BR65 попала только в 1991 году, то есть почти через 25 лет после Piko. В этом, в 2021 году, компания обещает выпустить новую модель этого паровоза, учитывая все новые достижения в детализации и электроники. Обещают, что она будет выглядеть так:
А у Brawa - в 2000-м!
На сегодня всё.
С уважением,
Не буду кривить душой - лайки приятны, но еще важней подписка, так как Вы всегда будете в курсе новых публикаций!
О других моделях