В голландской живописи XVII века отображению быта простых людей посвящена отдельная категория, т.е. жанр. В период так называемого Золотого века Нидерландов состоятельный средний класс предоставлял комиссионные вознаграждения тысячам художников разной степени таланта. Культурная ситуация тогда была такова, что многие художники, чтобы обеспечить себя, вынуждены были заниматься другими видами трудовой деятельности. Ян Вермеер, один из наиболее одарённых голландских живописцев, в небольшом родном городке Делфте занимался также торговлей картин и, вероятно, был управляющим трактиром. Среди наследия Вермеера нет ни рисунков, ни гравюр – только картины, которых насчитывается менее 35. Несмотря на это, работы из его скромного собрания, прежде всего жанровые картины, считаются одними из наиболее поэтически красивых в искусстве Нидерландов.
«Концерт» Вермеера, на первый взгляд, отображает простую домашнюю семейную обстановку, в которой люди вместе занимаются музыкой. Одна из женщин играет на клавесине. Мужчина, обращённый к нам спиной, аккомпанирует ей на практически не видимой нам теорбе с изогнутым грифом. Другая женщина поёт стоя, глядя в листок. Несомненно, эти люди принадлежат к состоятельному классу выше среднего, или бюргерам, поскольку в свободное время практикуют игру на дорогих и сложных музыкальных инструментах. Заметьте, что художник аккуратно расположил красивую виолу да гамба на полу на переднем плане и небольшую лютню слева на столе поверх дорогостоящей заморской ткани. Нарядная одежда и наличие на стене двух картин (ещё и крышка клавесина расписная) также свидетельствуют о небедственной жизни. Для Вермеера характерно тонкое владение кистью, реалистическое изображение людей, едва уловимые градации цвета и освещённости, двойные тени, мастерски выполненные текстуры, сложное композиционное равновесие (обратите внимание на полученный эффект мозаики в результате группирования предметов вокруг стола слева и фигур возле клавесина справа).
«Концерт» можно рассматривать также на более глубоком уровне, как и многие голландские полотна XVII века. Некоторые специалисты отмечают в работах, вроде этой, незначительные оттенки романтики. С другой стороны, можно усмотреть эротический подтекст в настенной картине справа: играющая на лютне проститутка, вожделеющий клиент и её госпожа. Расстановка этих двух женщин с мужчиной по центру перекликается с расположением троицы в комнате. Возможно, Вермеер как раз стремился к помещению одной картины внутри другой с подчёркиванием схожести взыгравших чувств у исполнителей музыки; при этом, личные взаимоотношения персонажей могут быть истолкованы неоднозначно.
Original: Robert Bersson’s «Worlds of Art»: Appreciation 15. Jan Vermeer. The Concert (by Mary Ann Scott)