В 19 веке чтобы купить ткань на платье, выпить чаю и сходить на художественную выставку, потребовалось бы пойти в 3 разных места. Но один человек изменил представление о шопинге у всего мира. Звали его Гарри Селфридж.
🇬🇧 Известный предприниматель Селфридж приехал с женой в отпуск из США в Великобританию и поразился низкому сервису местной торговли. Решив это исправить, Селфридж, которому приписывают авторство выражения «Клиент всегда прав», скупил несколько старых зданий в непрестижном районе Лондона и построил на этом месте магазин. Так появился знаменитый «Селфриджес» — один из самых больших универмагов в Европе.
🛍 Модель магазина, которую предложил Селфридж, была по-своему инновационной. Большинство магазинов того времени все еще были лавками, то есть большими или не очень, но комнатами на первых этажах, в которых продавался один тип товаров.
▪️ С середины 19 века развивалась модель пассажа (типа ГУМа) — здания, в котором на нескольких уровнях возникает торговая улица, а вдоль нее ходят покупатели.
▪️ Департмент-стор был следующим этапом — большое открытое пространство с отделами. Селфридж не был первым, кто применил эту модель, но он попытался пристрастить британцев к ней рекламой, сервисом — и конечно, архитектурой.
⌛️ Здание универмага выглядит именно так, чтобы людям хотелось провести в нем как можно больше времени и соответственно, потратить как можно больше денег. Неслучайно на входе в универмаг стоит знаменитая скульптура «Королева времени», как бы намекающая, что главное, что в магазине продают — это время, проведенное за покупками.
📐 Универмаг находится в пятиэтажном здании с тремя цокольными уровнями и террасой на крыше. Здание занимает целый квартал, в нем несколько десятков лифтов и очень много открытого пространства.
🤑 Именно Селфридж перевернул представление о том, какими должны быть продажи. До него в магазинах не было привлекательных витрин, не было выбора. Лавки были маленькими и тесными. А в универмаге Селфриджа покупатель попадал в огромное помещение площадью 24 тысячи квадратных метров! Повсюду свет, музыка, товары, красиво разложенные на прилавках — зрелище было незабываемым.
💸 Гарри Селфридж хотел, чтобы люди приходили в магазин не для того, чтобы купить и тут же уйти, а чтобы купить и остаться. А потом, скорее всего, купить еще. И это ему удалось благодаря синтезу рекламы, качественного сервиса и поражающей воображение архитектуры.
В Level One можно изучить архитектурные стили, от античности и барокко до постмодерна и бозара и научиться смотреть на старые знакомые места в городе по-другому и замечать их красоту. Присоединяйтесь!