В настоящее время имя прославленного русского полководца, генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова-Смоленского, оплевывается всеми, кому не лень: он-де и защитник крепостного произвола, и бабник первостатейный, и полководец бездарный - не выиграл ни одного сражения. Конечно, трудно спорить с большими любителями европейского кнута и ненавистниками прекрасной половины человечества, а что касается сражений - то тут да, это был не его конек, Михаил Илларионвич Кутузов вошел в историю как гений "малой войны", сумевший выгнать лучшую европейскую армию того времени из России в женских сарафанах и это было не последнее его славное достижение.
Михаил Илларионович Кутузов родился 5 (16) апреля 1745 года (в отдельных источниках встречается и 1747 год) в семье генерал-поручика Иллариона Матвеевича Голенищева-Кутузова (1717-1784). В 7 лет он начал обучаться дома, а в июле 1759 года был отдан в Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, где вскор проявились его интеллектуальные способности: уже в декабре того же года он получил чин кондуктора 1-го класса и назначен преподователем математики, сохранив эту должность и после производства в 1762 году в первый офицерский чин инженер-прапорщика, но через 5 месяцев стал флигель-адьютантом ревельского генерал-губернатора принца Гольштейн-Бекского.
В 1762 году Кутузова, как потенциального сторонника свергнутого императора Петра III, в чине капитана отправили командовать ротой Астраханского мушкетерского полка, но там он надолго не задержался, в 1764 году приняв участие в войне с Барской конфедерацией, а в 1767 году войдя в состав Уложенной комиссии, из которой сразу направился на войну с турками, где отличился в сражениях при Ларге и Кагуле, но длинный язык отправил его, к тому времени подполковника, в Крым, охранять побережье, где вновь отличился при отражении турецкого десанта у Алушты 24 июля 1774 года и в этом бою он получил свое знаменитое ранение в голову (пуля попала в левый висок и вышла у правого глаза, который после этого хоть и окосел, но зрение сохранил). За отражение Алуштинского десанта наградой Кутузову стал чин полковника, орден Святого Георгия 4-й степени и отпуск в Европу, где он завоевал популярность как медицинский феномен, а также вступил в масоны, от которых получил имя "Зеленеющий лавр" и девиз - "Победами себя прославить".
После Кучук-Кайраджинского мира Кутузов продолжил службу на юге России, последовательно командуя сформированными им Луганским пикинерным и Мариупольским легкоконным полками, а затем - Бугским егерским корпусом, с которым ушел на русско-турецкую войну и отличился в сражении при Кинбурне, а при осаде Очакова в августе 1788 года получил второе ранение в голову и хотя после него Кутузов быстро оправился, он стал чрезмерно любвеобилен и охоч до женского пола.
После выздоровления Кутузов получил под командование отдельный корпус, с которым разбил турок под Каушанами, брал Аккерман и Бендеры, а 11 декабря 1790 года отличился при взятии Измаила, за что получил орден Святого Георгия 3-й степени. Позже он продолжил воевать в Добрудже, где вновь отличился в битве при Мачине 28 июля 1791 года, когда была отбита попытка турок вернуть Измаил, за что он получил орден Святого Георгия 2-й степени.
После Мачина, казалось, в полководческой карьере Михаила Кутузова была поставленна точка: он стал директором Шляхетского сухопутного кадетского корпуса, в 1792-1799 годах был чрезвычайным и полномочным послом в Турции и Пруссии (в Стамбуле он, помимо улучшения русско-турецких отношений, прославился еще и лихим набегом на султанский гарем), с 1799 года он был на административной работе - генерал-губернатором в Санкт-Петербурге и Вильнюсе. Вновь в военный строй Кутузов встал в 1805 году, когда во главе русского вспомогательного корпуса был направлен на помощь Австрии. Ввиду разгрома основных австрийских сил под Ульмом русский вспомогательный корпус быстро стал основным и Кутузов, понимая, что прямого боя с французами он не выдержит, ловко уводил его от него, изматывая французов в арьегардных боях. Такая тактика не понравилась императорам Александру I и Францу II, настоявших на сражении при Аустерлице 20 ноября 1805 года, окончившемся полным разгромом союзных войск. Признавая и свою вину в этом поражении, Кутузов позже говорил, что тому пророку, который тогда бы ему предсказал победу над Бонапартом, он бы "в харю плюнул".
К счастью, свои ошибки признавал и Александр I, поэтому не стал срывать на Кутузове злость, назначив сначала виленским, а затем - киевским генерал-губернатором, а в 1811 году вернул его в армию командующим войсками, действовавшими против Турции. На новом посту Кутузов сначала разбил турок при Рущуке 22 июня 1811 года, а затем так их блокировал, что они безропотно 16 мая 1812 года подписали мирный договор в Бухаресте, по которому Россия получила Бессарабию, а Сербия - автономию.
24 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла через Неман, началась Отечественная война 1812 года. Кутузов встретил ее на должности командующего войсками, прикрывавшими Санкт-Петербург, но 5 августа 1812 года он был назначен главнокомандующим всей русской армией. Свою стратегию он обрисовал так:
"Мы Наполеона не победим - мы его обманем".
Этой стратегии Кутузов следовал до конца, сначала продолжив отступление от Смоленска к Москве, а затем дав сражение на Бородинском поле с целью максимально измотать и обескровить противника, за что получил чин фельдмаршала и орден Святого Георгия 1-степени, став первым из всего четырех кавалеров ордена Святого Георгия четырех степеней. Затем он приступил ко второй части своего плана, приказав на военном совете в Филях оставить Москву, а затем - вывезти из Москвы все инструменты для тушения пожаров и открыть винные склады, после чего своим знаменитым маневром отступил на Тарутино, закрыв Наполеону дорогу на юг.
Силу стратегии Кутузова французы и их союзники оценили на себе очень быстро: уже в сентябре Великая армия голодала, а 19 октября драпанула из Москвы и по дороге от ударов русских, голода, холода и тифа фактически расстаяла. 14 декабря 1812 года 1600 безоружных голодранцев - то, что когда-то именовалось Великой армией - перешли Неман, а за ними пошли русские войска с целью добить врага в его логове, но делать это им пришлось уже без Кутузова - 16 апреля 1813 года он скончался в силезском городе Бунцлау (ныне Болеславец, Польша) и был похоронен в склепе у Казанского собора Санкт-Петербурга.