В Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны последний император Российской империи Николай II, его жена, пятеро детей, а также их приближенные. На протяжении нескольких десятков лет многих не покидала надежда, что членам императорской семьи всё же удалось выжить. По данным документального материала "После расстрела" за всё время объявилось 230 человек, которые утверждали, что они - выжившие Романовы. Сегодня мы поговорим лишь о некоторых, самых, на мой взгляд, интересных персонажах.
Пятая дочь императора
И если 228 человек просто называли себя Ольгами, Мариями, Татьянами, Анастасиями и Алексеями, то 2 женщины были очень оригинальны. Обе назвали себя пятой дочерью Николая II.
Некая Сюзанна Катарина де Грааф (1905го года рождения) утверждала: она - Александра Романова. Сюзанна была родом из Нидерландов, она родилась в семье мужчины, который называл себе экстрасенсом. Но женщина говорила, что её настоящий год рождения - 1903, а родители, Николай II и Александра Фёдоровна, отправили её на воспитание в Нидерланды потому, что не могли представить общественность пятую дочь (ведь все ждали от них сына - наследника престола и рождение девочки всех разочаровало бы).
Её "доставкой" в Нидерланды якобы занимался Низье Филипп, фаворит императорской семьи (до Распутина), которому за это заплатили крупную сумму денег. Любители теорий заговоров и других противоречивых теорий поверили Сюзанне потому, что Низье Филипп присутствовал в жизни Романовых как раз тогда, когда Николай II и Александра Фёдоровна начали очень сильно переживать, понимая, что им срочно нужно родить наследника мужского пола. Также многих удивил и тот факт, что уже в 1919 году Сюзанна, которая родилась в бедной семье, построила шикарный дом в Роттердаме. Да и сама женщина твердила, что якобы Романовы оставили ей приданое (взамен на молчание).
В слова девушки "поверила" и Анна Андерсон, женщина, утверждающая, что она - великая княжна Анастасия Николаевна. Они даже встретились в Германии в 1950 году, а позже, долгое время, вели переписку.
Однако сестра Сюзанны, Адриана Хеммес, заявляла, что женщина подаёт ложную информацию и что она, конечно же, никакой Александрой не является.
Ирина Романова (мы не знаем, как звали её на самом деле, известно, что она была аргентинкой) также называла себя пятой дочерью Романовых. Ирина заявила, что родилась уже тогда, когда семья пребывала в ссылке в Тобольске. Её тайный выезд заграницу якобы одобрило новое правительство.
Самая успешная
Я думаю, по понятным всем причинам, доказать свою принадлежность к роду Романовых было очень сложно. Да и общественность неохотно верила самозванцам. Однако была одна женщина, которой, кажется, поверили больше, чем всем остальным.
Перед началом Второй мировой войны во Франции появился некая Марджа Боодтс (другой вариант написания - Марга Бодтс; кстати, ещё одна уроженка Нидерландов). Женщина, вроде как родилась в Утрехте - это в принципе и всё, что о ней известно. Она попыталась выдать себя за великую княжну Ольгу Николаевну Романову, но её обвинили в обмане. В 1939 году, пребывая в Италии, Марджа снова продолжила начатую ранее "тему", утверждая, что она - Ольга Романова. Военное время Марджи проводела в Нидерландах (оттуда и предположение, что женщина родом из этой страны), а в 40-х-50-х годах она снова напомнила о себе.
История "спасения" "Ольги Романовой" достойно сюжетов фильмов и сериалов. Женщина утверждала: она поменялась платьями с крестьянкой и была спасена офицерами, которые поддерживали монархию и считали Ольгу наследницей престола (ведь якобы по их мнению, Алексей был слишком молодым и слабым). Девушку отвезли во Владивосток, а потом вывезли в Китай.
Любопытно и то, что Мардже поверили представители некоторых европейских королевских домой (и даже поддерживали её финансово). Двоюродный брат Ольги Романовой, принц Сигизмунд Прусский, поверил Мардже и в одном из интервью утверждал, что это женщина - его сестра.
К другим "лже-Романовым" Марджа была настроена враждебно. Например, она назвала самозванкой Анну Андерсон (которая утверждала, что она - принцесса Анастасию).
Лже-Алексеи и Лже-Анастасии
За всю историю было очень много мужчин (81), которые назывались Алексеями (цесаревич Алексей - наследник престола, поэтому неудивительно, что было много "желающих" унаследовать трон пусть уже и несуществующей империи).
Первым, и наверное, самые популярным "цесаревичем" стал Алексей Пуцято. Он появился почти сразу - в 1918 году. Парень был выходцем из интеллигентной семьи (об этом свидетельствует его хорошо поставленная речь) и утверждал, что ему удалось сбежать. Его поддержало правительство адмирала Колчака. Однако преподаватель детей Николая II Пьер Жильяр встретился с Алексеем и раскрыл его обман (это произошло в Омске: изначально Пьер сопровождал императорскую семью до Екатеринбурга, но потом ему приказали возвращаться в Тобольск).
В дальнейшем учитель написал книгу "Трагическая судьба Николая II и его детей", в которой и описал знакомство с лже-Алексеем. Оказалось всё просто: Алексей Пуцято не был похож на цесаревича, он был чуть старше, выше и более плотного телосложения.
Алексеем называл себя и Василий Филатов. Его история спасения также была невероятной. Василий уверял: ему удалось выбраться из шахты уже после расстрела. Мужчина воспитывался в семье Ксенофонта и Екатерины Филатовых.
Любопытно и то, что некоторые независимые эксперты поверили в эту версию. Их убедил тот факт, что сын Василия, Олег Филатов, похож на Николая II. Да и сами потомки Василия до сих пор утверждают, что они - представителя рода Романовых.
Особой популярностью пользовалась и версия о том, что младшая дочь Николая II, Анастасия, осталась в живых. За всю историю нам известно о 34 "Анастасиях". Самая известная из них, безусловно, Анна Андерсон (скорее всего, её настоящее имя - Франциска Шанцковская). Девушка утверждала, что её спас солдат и вместе с его женой она уехала в Румынию.
Находясь в психиатрической клинике, её посещали многие русские эмигранты, которые пытались идентифицировать, является ли девушка великой княжной на самом деле. А некоторые даже утверждали, что она - великая княжна Татьяна. Виделся с ней и упомянутый выше преподаватель Пьер Жильяр. Он задавал много вопросов, однако ответы на них получить не удалось. Пьер очень сомневался и пришёл к выводу, что девушка, скорее всего, не Анастасия, однако его смущало две характеристики, объединявшие великую княжну и Андерсон: искривлённый большой палец на ноге и тот факт, что женщина знала о прозвище, которое имела Анастасия в детстве (это был малоизвестный факт).
Однако чуть позже Жильяр пришёл к выводу, что скорее всего, Анна узнала эту информацию от русских эмигрантов, которые навещали её в больнице.
Еще одной "известной Анастасией" была американка украинского происхождения Евгения Смит. Но скорее всего, будучи художницей, женщина просто хотела повысить спрос на свои работы (и после заявления, что она - Анастасия, у неё это отлично получилось). Интересно и то, что один из лже-Алексеев Михал Голеновский обвинил её самозванкой.
Зачем было это делать?
В 1918 году следователь Николай Соколов изучал материалы дела о расстреле императорской семьи. И он пришел к выводу, что убиты были все. Также в 1991 и 2007 годах обнаружили останки представителей императорской семьи, поэтому версии о том, что дети Николая II выжили, теперь кажутся совсем маловероятными.
Так зачем же тогда было всем этим людям притворяться детьми Николая II? Я думаю, ответ на этот вопрос очень прост. Считалось, что в иностранных банках хранятся огромные денежные суммы, которые принадлежат Романовым. Наследство получить может лишь законный наследник. Однако истинное положение дел обстояло следующим образом: министр финансов Коковцев (по поручению императора) ещё в начале войны перевёл все средства в Россию, оставив лишь небольшую сумму на счету берлинского банка.
Наверняка самозванцы также надеялись на всеобщее признание и приобретение новых и полезных связей. Многие люди жалели многочисленных "Анастасий", "Алексеев" и других "детей", - поэтому иногда даже открывались комитеты по сбору средств.
Как бы там ни было, но увы, нам придётся признать, что как Николай II, так и его семья были расстреляны в Ипатьевском подвале той ужасной ночью.