Кто тяготеет к арт-составляющей модной индустрии, тот наверняка знаком с российским брендом головных уборов YANA MARKOVA. Изделия Яны Марковой – бескомпромиссная модная реабилитация классических шляп, и в этом искусстве Яна – абсолютный триумфатор. О сценических образах, эволюции масс-маркета и Леди Гаге поговорили с создательницей бренда.
Яна Маркова
– Кто ваш первый наставник, человек, который увидел в вас талант?
– Мои родители. Спасибо им огромное за то, что никогда не пытались отговорить меня от мечты быть дизайнером, а всегда поддерживали и верили. Это очень важно для любого человека, стоящего в начале творческого пути.
– Вы окончили Уральскую государственную академию архитектуры и искусств и далее на протяжении 15 лет разрабатывали одежду и аксессуары для крупнейших брендов массового рынка. С какими брендами вы сотрудничали и что дал вам этот опыт?
– Я сотрудничала со многими брендами, каждый из которых вносил свой кирпичик в фундамент знаний. Опыт огромнейший, поэтому на своих авторских лекциях «Устал идти – беги!» я всегда призываю студентов стремиться попасть в масс-маркет бренд – это поможет начинающему специалисту вырваться из рамок «ательерного» дизайнера.
– Ваши работы – слияние авангарда и искусства. Как рождаются подобные произведения? За что отвечаете лично, а какую работу доверяете помощникам?
– Новые технологии и высокотехнологичные материалы плюс история костюма – вот формула моих работ. Все изделия я выполняю сама, своими руками, даже сварку делаю! Мое твердое убеждение: дизайнер, как и художник, должен быть ремесленником.
– Ваши работы слагаются в коллекции или это единичные экземпляры?
– Обычно я создаю аксессуары линиями, капсульными мини-коллекциями на одну тему. Каждое изделие в данной цепи создается в единственном экземпляре.
– Когда вы создаете шляпу для конкретного человека, допускаете его к процессу ее рождения?
– Сначала заказчик утверждает эскизы. Затем проводим примерку в костюме, в полном образе. Именно на этом этапе мы расставляем финальные акценты и выбираем более подходящий вариант окончательной обработки, который я заранее готовлю. Больше возможности внести какие-либо изменения нет.
– Ваш бренд сотрудничает с десятками селебрити по всему миру. Как формируются отношения и с кем вы уже успели поработать?
– Отношения формируются по-разному. Но я бы отметила одну закономерность: чем успешнее и более востребован человек, тем приятнее общение. Мои головные уборы примерили: Лолита, Ирина Дубцова, Нюша, Ева Польна, Анна Седокова, Альбина Джанабаева, Кэти Перри, Сара Брайтман и многие другие.
– Для кого была создана последняя работа?
– Крайние головные уборы я создала для рождественского тура Сары Брайтман.
– Вы сотрудничали с кинематографическим проектом «Мата Хари». А в чем разница между работой над шляпой для конкретного человека и изделием для фильма?
– Меня пригласили создать костюмы для танцевальных сцен главной героини. «Мата Хари» – биографический фильм, поэтому историческая основа была в приоритете, нужно было практически один в один воспроизвести костюмы. А при создании головного убора для селебрити больше творческой свободы.
– Расскажите об изделиях, которые отправились в Лос-Анджелес для проекта Леди Гаги. Что за проект и как создавались для него авторские аксессуары?
– Этот проект еще не вышел, поэтому акт о неразглашении коммерческой тайны все еще в силе! Могу только сказать, что мы работали в Нью-Йорке в команде с дизайнером одежды Brandon Maxwell и я создала 8 головных уборов.
– Головные уборы в вашем исполнении – настоящие арт-объекты. Из какого материала они создаются ?
– Я стараюсь использовать как можно больше разных материалов, постоянно в поисках новинок, ведь для дизайнера очень важно уметь удивлять, сочетая техники и фактуры разных материалов. Но мой самый любимый – металл.
– Через призму своих работ вы выражаете идею свободного и открытого творчества. На ваш взгляд, какой станет мода будущего, если подобное направление использовать во всех fashion-нишах?
– В первую очередь мое направление – сцена, яркие, заметные образы. Сейчас масс-маркет шаг за шагом движется в этом направлении: пайеточные ткани, голографическая обувь, перья, лампочки и т. д. Мы хотим выделяться, хотим привлекать к себе внимание – это замечательно!
– А если говорить о более «приземленных» моделях, какие шляпы сейчас актуальны? И как вернуть культуру шляпного ремесла?
– Пару сезонов назад масс-маркеты совершили попытку вернуть широкополые шляпы в тренд. Москва поддалась, но в следующем сезоне быстро забыла о некогда актуальном аксессуаре. Шляпа – это философия, а мы живем в мире fast fashion, покупателю некогда размышлять – время успевать!
– Кто из знаменитостей прошлого или настоящего обладал талантом выбирать и носить шляпы?
– Марлен Дитрих – поразительный образ! На ней всегда шляпка смотрелась очень органично. Удивительно, что любое состояние или характер можно подчеркнуть шляпкой так, что ваш собеседник легко разгадает настроение, с которым вы пришли на встречу.
– В каких коллекциях на мировом подиуме были задействованы головные уборы бренда YANA MARKOVA?
– На прошедшей в сентябре Неделе моды в Лондоне мои головные уборы участвовали в показе дизайнера из Дубая Amira Haroon, а также на Неделе моды в Португалии на показе дизайнера David Ferreira.
– И последний вопрос: влияет ли рост инноваций в индустрии моды на вашу деятельность?
– Я особенно за этим слежу. Очень важно быть в курсе всех новинок – бренд должен идти в ногу со временем!
Беседовала Екатерина Пирожок
Фото из личного архива