Найти тему
English Tutor

Рекомендации по написанию эссе на ЕГЭ по английскому языку

На примере эссе "The Internet has revolutionized the modern world"

1-й абзац – ВСТУПЛЕНИЕ

Пишем 2 предложения.

В 1-м предложении говорим о том, что ЧТО-ТО (заявленное в теме эссе) играет важную / большую / значительную / жизненно важную роль в современном мире / современном обществе / жизни людей / нашей жизни – play(s) an important / a great / a significant / a vital role in the modern world / contemporary society / people’s life / our life .

The Internet plays a vital role in contemporary society.

Во 2-м предложении перефразируем statement (т.е. тему эссе), используя синонимы и / или меняя синтаксическую конструкцию. При этом необходимо противопоставить 2 мнения на заявленную проблему, например, с помощью союза whereas. 1-е мнение – это собственно перефразированная тема, а 2-е – противоположное, выраженное с помощью противопоставления / антонимов. Так как из-за обилия взглядов на проблему (а нам нужно только 2), не всегда возможно определить, что же является «антонимичным» мнением (в данном случае хорошо подойдет пара “positive changes / negative impact”, которую в 4-м абзаце мы поддержим парой “constructive / destructive influence”), можно 2-е мнение не формулировать, отделавшись фразой типа “whereas others do not agree with them / their opinion / their position / this statement” . Однако если во 2-м абзаце мы будем писать о своем согласии со 2-м мнением, то придется его все-таки сформулировать. Здесь можно использовать такие конструкции, как “think that/ believe that / consider smth to be / (be) regard(ed) as / find smth” .

Some people believe that it has made positive changes in every field of human activity, whereas others find its impact negative.

2-й абзац – АРГУМЕНТЫ В ПОДДЕРЖКУ НАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Пишем 2-3 аргумента в поддержку нашей точки зрения. Рекомендуется писать 3 аргумента, если они будут короткими и будут умещаться в 1 простое предложение, и 2 аргумента, если после аргумента последует некое пространное «объяснение» того, что мы имеем в виду в этом аргументе. «Пространность» можно выразить либо в отдельном предложении, либо с помощью удлинения одного предложения посредством придаточных предложений, причастных оборотов, однородных членов. Начинать стандартно можно с вводной фразы “As for me” , после которой – как и после других водных слов и фраз – не забываем ставить ЗАПЯТУЮ. Поддержку того или иного мнения можно выразить с помощью фраз “I agree with / support / share the first / second opinion / point of view / viewpoint / statement” . Если мы согласны с 1-м мнением (обычно это так), то лучше 1-й аргумент предварить вводной фразой “To begin with” , чтобы избежать повторения слова “first(ly)”; если со 2-м, то для введения 1-го аргумента можно использовать слово “Firstly” . 2-й аргумент после “To begin with” вводим фразами “What is more / Moreover / In addition / Additionally” ; после “Firstly” логично последует “Secondly” . 3-й аргумент в обоих случаях можно ввести словом “Finally” .

As for me, I support the first opinion. To begin with, the Internet is a vast and global storehouse of man’s knowledge accumulated over centuries. In addition, today’s technologies ensure quick data exchange and processing, which allows practically instant access to any information, distant education, audio and video streaming, online banking and shopping as well as other Internet-based services that make people’s life convenient and interesting.

3-й абзац – КОНТРАРГУМЕНТЫ НАШИХ ОППОНЕНТОВ

Стандартным началом абзаца можно сделать фразы “However, there are people who have / hold a different opinion / point of view / viewpoint // think differently. They are sure / convinced that…” . Если пишем только 1 из рекомендуемых 1-2 контраргументов, то необходимость в словах, обозначающих перечисление, отпадает. Если пишем 2 контраргумента, то 2-й можно ввести словами “What is more / Moreover / Besides / Also” . Этими же словами можно ввести и, так сказать, «подпункт» 1-го контраргумента, который как бы развивает мысль, высказанную в этом контраргументе. К такому приходится прибегать, если 2-й контраргумент придумать сложно, а слов набрать нужно, или просто есть что еще сказать по 1-му контраргументу. «Подпункт» можно «завуалировать», выделив его не отдельным предложением, а включив в сложносочиненное и отделив, например, точкой с запятой; слово “also” можно «спрятать» в середину предложения, подчеркнув им, с одной стороны, некую новую мысль, а с другой – развитие уже упомянутой мысли.

However, there are people who think differently. They are convinced that the Internet forces people to lose their identity and feel dependent on technology. Overabundance of information on the web also does more harm than good because now people spend more time than before trying to find the necessary information in countless sources, many of which contain useless content.

4-й абзац – НЕСОГЛАСИЕ С НАШИМИ ОППОНЕНТАМИ

В 1-м предложении 4-го абзаца пишем о том, что мы не можем согласиться с точкой зрения оппонентов: “I do not / cannot agree with / share // the opposing / the opponents’ statement(s) / position / opinion / point of view / viewpoint” . Затем «разбиваем» КАЖДЫЙ из контраргументов оппонентов. Если опять же придут на ум какие-то «подпункты», развивающие мысль, высказанную в «пункте» несогласия, можно их синтаксически включить в сам «пункт», но выделить словами “besides / moreover / what is more / in addition / additionally” .

I cannot agree with the opposing statements. The Internet itself cannot be harmful: it is a technical tool whose influence – constructive or destructive – depends on the way people use it. It certainly saves time because people do not have to attend libraries; besides, it teaches users to sort out the facts they come across.

5-й абзац – ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение можно стандартно начать словами “In conclusion / To sum up, I would like to say that…” . Затем мы кратко (можно уместить в 1 предложение) повторяем свое мнение – опять же с использованием синонимов и / или синонимичных конструкций (если еще хватает фантазии, чтобы их найти) либо повторяем формулировку темы (если еще ее не использовали). Мнение оппонентов тут повторять не нужно, но можно косвенно на него намекнуть словами “despite / in spite of / regardless of its / their possible disadvantages / drawbacks / weaknesses / shortcomings” , т.е. «вспомнить», что оппоненты находили некие недостатки / слабые стороны в наших суждениях.

In conclusion, I would like to say that despite its possible drawbacks, the Internet has brought about numerous improvements in the modern world due to the great amount of information all people can share and to the new opportunities it provides.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИНОНИМОВ

Сами авторы КИМов говорят о том, что целью перефразировки является проверка умения выразить одну и ту же мысль по-разному. Именно это, на мой взгляд, является главной сложностью при написании эссе. Оценочно-субъективные синонимы найти легче, но они нам в принципе не нужны, т.к. стиль эссе (научно-популярный, публицистический, деловой) не подразумевает их использование. Нам нужна нейтральная или книжная лексика, найти синонимы к которой сложнее, или вообще научно-техническая, где это сделать практически невозможно. Как подобрать синоним к слову «телевизор / телевидение» или «компьютер», например? В случае с телевизором возможны варианты “television” / “TV” / “TV set”; вариант “telly” вряд ли уместен из-за его неформальности (informal style), зато для письма другу он вполне подойдет. С «компьютером», видимо, сделать ничего не получится – придется это слово повторять, но по возможности реже. В рассматриваемом эссе синонимом слова «Интернет» (“Internet”) может выступить слово «Сеть» (“web”). Хотя с узкоспециальной и технической точки зрения это не одно и то же, в бытовом, популярном понимании эти слова часто взаимозаменяемы, чем мы и воспользуемся в 3-м абзаце. Однократное использование слова “Internet” в каждом из абзацев (определение “Internet-based” во 2-м абзаце не учитываем) не могу считать избыточным, поскольку это все-таки главный предмет нашего разговора, соответственно, он должен быть упомянут в каждой части эссе, чтобы не потерялась нить рассуждения. Синонимами слова “information” могут служить “data” и “facts”, хотя делают это не очень удачно по причине более узкого значения, поэтому я каждое из них употребил по одному разу в тех местах, где они наиболее уместны, предпочтя все-таки использовать “information”. Очень удобно использовать синонимы в виде готовых устойчивых сочетаний (так называемых collocations ), которые, являясь своего рода шаблонами, позволяют экономить время и набирать необходимое количество слов. Например, это упомянутая в разборе 1-го абзаца фраза «что-то играет важную роль где-то» или часто употребляемая в эссе фраза «что-то сильно влияет / оказывает сильное влияние / воздействие на что-то» – “smth greatly / strongly influences smth // smth has a great / a strong influence / impact on smth” . Не составит труда найти синонимы для разговора о людских пристрастиях, интересах, увлечениях – “people like / love / enjoy / prefer / are fond of / are keen on / are interested in” ; хотя в данном случае следует воздержаться от эмоционального и разговорного выражения “be crazy about”. Синонимы нам нужны не только при выражении своего и противоположного мнения в виде аргументов и контраргументов (что приходится делать несколько раз), но и при использовании вводных слов и выражений, необходимых для логической организации текста. Здесь необходимо помнить, что их тоже не следует повторять. Например, если во 2-м абзаце мы использовали слова “firstly” и “secondly”, то в 3-м можно взять “moreover” или “additionally”, а в 4-м – “also” и “besides”. Если уже использовали “moreover”, то “what is more” лучше не брать: уставшее сознание замученного проверкой эксперта может невольно интерпретировать эти морфологически похожие выражения как одно и то же, что может испортить впечатление эксперта от эссе и вынудить его поставить минусик. Аналогично следует поступать и с фразами, выражающими мнение, – распределяем их по всему эссе без повторений.

  1. Some people believe that…, whereas others find….

2. As for me, I support the first opinion.

3. However, there are people who think differently. They are convinced that…

4. I cannot agree with the opposing statements.

5. In conclusion, I would like to say that…

Таким образом, разнообразие используемой нами лексики при соблюдении стройной структуры эссе пойдет только на пользу и поможет набрать максимальное количество баллов – 14.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОЛИЧЕСТВУ СЛОВ

Предусмотренный требованиями ЕГЭ объем эссе – 200-250 слов. Бывает, что данный объем тяжело набрать из-за сложной проблематики (когда формулирование мыслей на предложенную тему вызывает трудности даже на русском языке). Бывает наоборот: тема слишком широка, и можно при желании исписать несколько страниц, рассматривая ее с разных сторон, как в случае с представленной темой “The Internet has revolutionized the modern world” . Даже изначально ограничивая себя во время написания эссе, я написал около 330 слов. Пришлось сокращать. Каким образом можно это сделать, не нарушив структуры и логики рассуждения?

  1. Убрать предложения, не относящиеся собственно к теме. Например, в данном эссе будет лишней информация об истории Интернета. Нам нужно сконцентрироваться на изменениях, к которым привело появление Интернета. При этом описать изменения во всех сферах человеческой деятельности, включая узкоспециальные, все равно невозможно. Поэтому лучше сосредоточиться на тех, которые коснулись всех людей и будут понятны всем при прочтении эссе, а это те, которые связаны с обучением, бытом и развлечениями: поиск информации для учебы, онлайн-шоппинг, просмотр видео, прослушивание песен и т.д. Если мы и их будем описывать по отдельности – каждое изменение как отдельный аргумент, – то получится переизбыток аргументов (причем однотипных) и, соответственно, слов. Поэтому я предпочел объединить их посредством перечисления в одном аргументе (“distant education, audio and video streaming, online banking and shopping” ), указав при этом, что перечисленными сферами дело не ограничивается (“as well as other Internet-based services…” ) и что изменения положительно повлияли на нашу жизнь (“that make people’s life convenient and interesting” ). Сделать я это решил во втором аргументе, а не в первом. Первым, а значит – главным, я решил сделать аргумент об Интернете как о всемирном хранилище человеческих знаний, накопленных на протяжении веков (“the Internet is a vast and global storehouse of man’s knowledge accumulated over centuries” ). Мне кажется, информация об объеме данных, которые вмещает Интернет, важнее: без этого объема его существование потеряло бы смысл. Технические способы обмена информацией и сферы ее применения – это уже дело второе. Придумывать третий аргумент посчитал уже лишним.

2. Убрать слова, которые, возможно, добавляют красоты рассуждению и демонстрируют наше знание языка, но для самого рассуждения особой роли не играют. Например, я убрал наречие “entirely” в “feel entirely dependent on technology” , т.к. мне хотелось подчеркнуть просто зависимость от технологий вне связи с ее степенью; кроме того, не факт, что полная зависимость существует. Но в “It certainly saves time” я оставил наречие “certainly”, т.к. именно с помощью него, «разбивая» контраргументы оппонентов, мы акцентируем внимание на экономии времени благодаря Интернету.

3. Переделать синтаксически, грамматически и лексически фразы, которые составляют основу наших рассуждений, и потому не могут быть убраны. Например, вместо конструкции с придаточным предложением в Present Perfect Passive “the Internet is a vast, universal and global storehouse of man’s knowledge and information that has been accumulated over thousands of years я использовал конструкцию с причастным оборотом, оставив от “that has been accumulated” просто “accumulated”, заодно (см. п.2) поменяв “over thousands of years” на “over centuries” и убрав “universal” (красивое слово, особо ничего не добавляющее к рассуждению) и “information” (этого слова и так много). Смысл в результате остался тем же самым, но количество слов сократилось с 22 до 14 – “the Internet is a vast and global storehouse of man’s knowledge accumulated over centuries” . Другой пример – «умную» фразу “in attempt to” поменял на нейтральное “trying to”; появившееся «свободное» слово использовал, чтобы поменять makes people lose” на “forces people to lose” в начале 3-го абзаца, т.к. слово “make” уже было использовано в конце 2-го абзаца. Еще примеры: изменил изначальное предложение “However, there are people who have a different opinion” на “However, there are people who think differently” , «превратив» прилагательное с существительным в наречие; из “that make people’s life more convenient and interesting” убрал “more”, посчитав употребление сравнительной степени необязательным.

В рассматриваемом эссе количество слов увеличилось также и за счет вынужденного употребления артикля со словом “Internet” (хотя в самих КИМах иногда попадается и вариант без артикля) и вспомогательных глаголов в Present Perfect (обычно пишем в Present Simple) . Время Present Perfect заявлено в теме, так что пришлось его пару раз – во вступлении и в заключении – использовать; во 2-м абзаце, как сказал выше, удалось заменить его на причастный оборот. Не забываем, что сокращенные формы (contractions ) типа “I’m”, “he’ll”, “won’t”, “doesn’t”, “haven’t” в эссе – в отличие от письма другу – ЗАПРЕЩЕНЫ, зато этот запрет помогает нам набирать слова.

Если у нас появится задача добавить слов до нужного объема (так сказать, «налить воды»), то будем поступать наоборот – добавлять второстепенную информацию, «дробить» один аргумент на несколько, добавлять разных «умностей» и «красивостей».