Найти тему
Деловая среда

Стоит ли покупать франшизу для старта бизнеса? 10 минусов

Оглавление

Меня зовут Алексей Войтов и «в браке» с франшизами уже более 5 лет. С одной стороны, я основатель своей собственной международной франшизы суши-баров «Капибара», а с другой франчайзи кофеен Coffee Like и сети детских парикмахерских «Вообраужуля». Находясь по «обе стороны баррикад» я отлично знаю плюсы и минусы франшиз. В этой статье речь пойдет о минусах.

Подписаться на канал «Деловая среда», чтобы читать полезные для бизнеса статьи.

1. Работа под чужим брендом

Работая под вывеской франшизы вы развиваете чужой бренд, глобально укрепляя актив франчайзера, поднимая капитализацию его головной компании, а не своей. И в случае сделки по продаже компании, все сливки собирает франчайзер, а не вы! Кроме того вы не сможете назвать суши-бар своей фамилией или именем дочки.

2. Невозможность принимать бизнес-решения единолично

Подписав договор франчайзинга, вы автоматически обретаете CEO своей компании в лице владельца франшизы и исполняете его волю. Захотели продавать пончики в суши-баре — спросите у франчайзера, захотели работать на доставку — снова спрашивайте разрешения, перекрасил стену в черный цвет — заплатите штраф за несоответствие проект-дизайну, решили переехать на другое место — согласовывайте с управляющей компанией. И это далеко не полный список ваших обязанностей перед франчайзером.

3. Работа в рамках стратегии франчайзера

В случае если франчайзер решил сменить формат бизнеса или решил всю прибыль инвестировать в карманы акционеров, а не на развитие инфраструктуры франшизы, вы будете бессильны и вам придется согласиться. При этом выход из договора не всегда простой.

4. Дополнительные затраты

В ряде франшиз вас могут обязать выплачивать маркетинговый сбор или закупать ингредиенты только у центрального офиса и не всегда по низким ценам. Будьте внимательны, ищите скрытые платежи.

5. Отсутствие региональной специфики (часто)

Многие крупные франшизы построили успешный сетевой бизнес в городах-миллионниках — Москве, Санкт-петербурге, Казани и др. И в рамках стратегии развития начинают франчайзинговую экспансию в регионы, не адаптируя бизнес-модель под региональные рынки. Так например в Смоленске закрылись кофейни Шоколадница и Travellers.

6. Зависимость от решений (не всегда удачных) франчайзера

Франшиза — это прежде всего люди, и им тоже свойственно ошибаться. Сотрудник отдела снабжения опоздал с заказом фирменных стаканчиков и вы «радуете» своих гостей белыми и безликими стаканами.

Еще пример: если у франчайзера сломался сервер, значит у вас упал сайт → люди не могут заказать доставку → вы теряете деньги → франчайзер виновато разводит руками «так бывает».

7. Отсутствие гибкости и неповоротливость

Если вы являетесь обладателем небольшого авторского барбершопа, вы можете легко переформатировать его в эконом-парикмахерскую в кратчайшие сроки.

А владея небольшой кофейней можно оперативно запустить доставку суши, чтобы выжить пока весь мир сидит на изоляции.

Находясь в составе франшизы придется дождаться общего решения, которое будет вырабатываться для всей сети. Вы потеряете время и не факт, что решение будет правильным.

8. Репутационные риски

Представьте ситуацию. Вы открыли прачечную по франшизе — честно, эффективно и качественно работаете. Через некоторое время в городе открывается еще один партнер-франчайзи и уничтожает дорогую шубу местной блогерши. Его репутации конец. Но и вашей тоже, так как вы работаете под той же вывеской.

9. Финансовые риски

Открытие франчайзингового предприятия как правило более затратное явление, чем создание собственного бизнеса. В большинстве случае эти инвестиции оправданы профессионализмом франчайзера, но если вы ошиблись и сделали неправильный выбор самой франшизы, то пиши пропало.

Вывод: пользуйтесь услугами подбора франшиз. Так вы снизите свои риски и повысите шансы на финансовый успех.

10. Запрет на смежный род деятельности (нельзя создавать конкурирующие предприятия в течение определенного срока)

В подавляющем большинстве франчайзинговых договоров прописано условие, при котором вы не имеете права заниматься деятельностью схожей с деятельностью по договору франшизы на протяжении действия договора и 3-5 лет после его расторжения или окончания.

Таким образом, вы не имеете права создавать конкурирующие предприятия даже выйдя из франшизы, даже если юрлицо будет оформлено на вашего друга или брата. На этот случай в договорах прописаны огромные штрафы: от 300 000 рублей до нескольких миллионов за каждый случай нарушения.

Выводы

  1. Франшиза подходит тем, кто готов играть по чужим правилам.
  2. Если вы согласились быть частью сети важно разделять ценности франчайзера.
  3. Франшиза — это эффективная бизнес-модель, помощь команды профессионалов, но не волшебная палочка, работать все равно придется. Выбирайте франшизу внимательно, как жену.
  4. Быстро поменять не получится.

Читайте также: