Глава 19.
Зимой в Берёзовке судачили всё сильнее о страшном. Исправник Карушин отбыл в уезд. После его отъезда все ждали, что вот-вот прибудут бравые жандармы, да и единым разом всех разбойников-то и поймают. И заживет Березовка, и Усольская, и Быкова Гора, да и вся округа наконец спокойно.
Но никто не приехал. Так же и приходили одна за другою страшные вести – то на дороге мужиков с торфяной артели ограбили да побили, то обоз малый купца Сипягина увели целиком, оставив охранников еле живыми.
- Обозников-то к дереву привязали, а стужа вон какая, они бы насмерть там замерзли, да спас их кто-то, развязал. Они на двор к Тиховых сродников и пришли еле живы, - снова у колодца рассказывали женщины.
Прохор же, как сговорился с Акимом Агафоновым, выяснил, что незнакомец тот - не сам Акимка. После того, они так же тайком поговорили и с Василием Окопниковым, и с Григорием Степановым. Все деревенские парни, на кого Прохор с Акимом и могли подумать, да кто не отличался пустоголовостью и говорливостью, сами ломали головы, кто же тот самый таинственный защитник.
Теперь они стали часто собираться у Акима Агафонова в старом амбаре, сказываясь родителям, что у них там старые сани, которые они и чинят для катания с горы на Рождество. А родители были тому и рады, что молодые парни нашли себе дело, и на дворе Агафоновых за ними есть догляд. На самом же деле парни, собравшись вместе, обсуждали и новости, и кто что вызнал про разбойников и незнакомца, и сами решили, что дольше выяснять, кто же тот молодец, не станут:
- Да он, может статься, и не с Берёзовки вовсе! – говорил Аким Агафонов, - Отец сказывает, а ему в жандармском управлении знакомец сказал, что этого молодца и нету вовсе – а сами разбойники меж собою бьются, когда добычу делят.
- Нет, не правда это, - тихо возражал ему Прохор, - Я сам его видел не раз. Да ежели бы не он, я бы тут с вами и не сидел…
- И мне отец сказывал, - говорил Василий Окопников, - Брат отцов, мой дядька значит, намедни ехал с Усолья, за ним двое погнались, так он сам видал, как из-за деревьев стрелы летели! Он и оборачиваться не стал, чем дело закончилось, пустил во весь дух, чуть коня не загнал. Чем там закончилось, кто знает. А только больше и не гнался за ним никто! Есть молодец тот, я уверен, и отец так же сказывает!
- Что же мы то сидим, и мы ведь можем им урон нанести! А хоть бы и вокруг Берёзовки капканы медвежьи расставить! Раз уж управа ничего не станет делать! – горячился Василий.
- А ты вот погляди – в капканы, тем молодцем расставленные, попадают только те душегубцы… А ты где станешь ставить? Пойдет вон дед Фома за дровами в лес, и что? Молодец тот знает, где надобно ставить, выслеживает он их! А мы что? Только и всего, что в амбаре сидим! – огорченно отвечал ему Прохор.
- Выслеживать, так надо снаряжаться, - задумчиво ответил Аким, - Теперь скоро зима, снегу наметёт, ты куда в кожухе, далеко ли тайком доберешься?
- А если поверх одеть рубаху летнюю, она ж то выбелена, не так видно! – вдруг сказал Григорий.
- Я что думаю, - продолжил Аким, - Надо на старой мшаре побывать. Я слыхал, отец исправнику сказывал, что лагерь там у разбойников, так тот только отмахнулся. Сказал, никто по старой гати не дойдет туда, она вся давно погнила! А болото и зимой всё разом не застывает, кое-где промоины остаются. Никто туда не доберется, сказал. Но мы то знаем, что там они были. Если они и теперь там, вот тогда и станем думать, как их донять и где капканы ставить!
На том и сговорились, что все четверо приготовятся, да и выберут ночь потемнее для похода. Продумать нужно было многое, и как незамеченными ускользнут из дому, как скроют себя в белом покрывале снега, какое с собой смогут взять оружие.
Прохор сомневался. Он обещал отцу не совершать опрометчивых поступков, и старший брат Ефим его сколь раз упреждал… И сам он, побывав с головою в болотной трясине и попрощавшись тогда с жизнью, теперь на это смотрел по-иному. Но и прослыть среди друзей пустоплётом не хотел.
Между тем, тихая война в округе приносила новости одна страшнее другой, и поди уже отличи, где правда, а где у страха глаза велики! Два двора в Берёзовке опустели – хозяева решили перебраться из глуши к родне в большое село, уж там-то можно не ждать, что ночью нагрянет лихая разбойничья ватага…
Темной ночью, когда еще морозы не затрещали по-настоящему, по-зимнему, из старого амбара Агафоновых выбрались четыре смутно различимые тени. Одеты они были непонятно во что – в тёмной промозглой мгле было почти не разглядеть их силуэты.
Только если знать, куда глядеть, вот тогда только и можно было рассмотреть, что тени эти двинулись по едва заметной тропе в сторону черных болот.
Гать местами подмерзла, идти по ней было легко. Но настоящих морозов пока еще не было, и уже скоро стали видны большие черные промоины, от которых поднимался туман, густо пахнущий тиной и торфом.
Тени остановились невдалеке от места, где начинались останки старой гати. Укрывшись за наметённым на поваленное дерево снежным бугром, тени начали тихий совет.
- Всем идти нельзя, - прошептал Прохор товарищам, - Надо, чтобы кто-то один остался здесь. Если увидит, что кто-то за нами следом пойдет, пусть подаст знак. Сейчас зима, мы сможем схорониться.
- Смотри, гать замело. Вот мы дурни, надо было вчера сюда сходить, до снегопада – посмотрели бы, есть тропа по гати или нет. И так бы понятно стало, есть там кто, на старой мшаре, или ушли уже они на другое место, - он указал на ровное белое покрывало снега на болоте, местами украшенное темными пятнами промоин.
После тихого совета было решено, что останется на стороже Григорий, остальные же пойдут заметённой гатью до старой мшары:
- Теперь ночь, уж не пойдут же они ночью, - неуверенно произнес Василий.
- Нам надо быстрее дойти до того места, где гать еще небольшой островок имеет, там кусты, как-никак, а можно укрыться. Там оглядимся, оставим еще одного дозорного, а двое пойдут на мшару, - сказал Прохор и товарищи с ним согласились.
В этот раз Прохор был осторожным. Он лучше друзей знал путь, направляя их, но постоянно пристально всматривался вперед, и оглядывался назад. Холод пробирал, под светлые рубахи одеть кожух было не сподручно, потому из тёплого на них были только шерстяные кафтаны. Неумело сшитые белые накидки на голову, наподобие колпака, наезжали на глаза и уж тем более не согревали. Но всем было жарко – кровь кипела от задора и пыла. Дойдя до середины пути, они не увидели на старой гати следов, и решили идти дальше все вместе, не оставляя никого в дозоре и здесь.
Но в этот раз удача была на их стороне, и они добрались наконец до островка, где и была старая мшара. Прохор махнул товарищам рукою, и они поскорее скрылись в небольшом еловом лесочке на краю островка. Из их укрытия островок был виден почти полностью, и на их счастье, из густых облаков показалась зимняя мутная луна.
Полуразрушенные землянки на мшаре не светили ни единым огоньком и были заметены снегом. Прохор и обрадовался, и огорчился одновременно. Обрадовался, что ему с товарищами можно спокойно и не страшась вернуться по домам. А огорчился потому, что разыскать новое становище душегубцев стало невозможно.
- Проша, смотри, - тихо прошептал ему в самое ухо Аким, - Видишь, дорожка будто протоптана… Эх, не видно отсюда, надо вон к тому сосняку пробраться.
- Вы тут сидите. Ты, Аким, туда глядишь, а Василий в обратную сторону, вишь, куда гать уходит, там наметено больше снегу. А я проберусь в сосняк, я там знаю где скрыться можно.
С этими словами Прохор натянул поглубже белую тряпицу, покрывающую его голову и пополз в сторону сосняка.
Чуть потрескивали на лёгком морозце стволы коротких сосенок, чудом цеплявшихся за землю посреди болот. Прохор старался держаться небольшой ложбинки, и быстро добрался до сосняка. Скрывшись из глаз своих товарищей, он устроился в небольшой куче старого валежника.
Старые землянки были отсюда видны хорошо, и теперь Прохор увидел, что по снегу к ним идут едва заметные цепочки следов. Над двумя полусгнившими и теперь спрятанными под снегом крышами он еле различил лёгкий дымок, вьющийся из покосившейся трубы одной из землянок.
От Автора:
Дорогие мои Читатели! Этот рассказ публикуется по две главы в день - в 7.00, и в 15.00 по времени города Екатеринбурга.
Прошу вас простить меня, главы стоят на отложенной публикации на указанное время, поэтому делать ссылки для перехода на каждую из глав я не успею, к сожалению. Как только будет свободная минутка- обязательно сделаю переход по ссылкам.
Проходите пожалуйста на Канал - там новые главы публикуются своевременно! Спасибо, за ваши 👍! Канал существует только благодаря вам!
Приятного чтения!