За всю историю России, как страны воюющей, она знала множество полководцев, но такой у неё был только один, до сих пор недосягаемый эталон. Александр Васильевич Суворов занял своё, достойное, место в отечественной и мировой истории на полях сражений с многочисленными врагами России во второй половине XVIII века, но далеко не только военными победами исчерпывается его наследие, которое в полном объёме можно оценить только сейчас, в XXI веке.
Вся жизнь Александра Васильевича Суворова представляет собой одно большое сражение, первый бой в котором он дал в самом раннем детстве своему самому жестокому противнику - себе, своей собственной физической немощи. Родившийся 26 ноября 1730 года (встречается и 1727 год) в семье генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова, он был хилым и часто болел. Отец готовил Александру гражданскую службу, но тот твёрдо решил стать военным и решил идти напролом. Борясь со своими физическими недостатками, Суворов стал активно заниматься физическими упражнениями и закаливанием, в том числе моржеванием, кроме того, он до конца жизни активно занимался самообразованием, что делает его одним из самых знающих полководцев в истории русской армии. Несмотря на всё упорство Суворова, его отец по-прежнему не желал для него военной карьеры, но всё решил случай. Как-то раз в дом Суворовых приехал знатный гость. Александр Суворов, который не любил пышных приёмов, сбежал из дома и решил прокатится на необузданном коне, который вдоволь потаскал его по всем окрестным кустам и оврагам. В конце концов, Суворова-младшего поймали и доставили в родной дом, где он предстал перед гостем, которым оказался знаменитый "арап Петра Великого" Абрам Петрович Ганнибал. Увидев перед собой потрепанного Александра Суворова, он рассмеялся и настоятельно посоветовал его отцу отправить сына в армию. Суворов-старший был вынужден уступить и в 12 лет Александр Васильевич Суворов стал солдатом лейб-гвардии Семёновского полка.
В гвардии Суворов оказался в один из решающих моментов ее истории, когда она из сборища щеголей и тунеядцев переформировывалась в реальную боевую силу. Тут-то и пригодились физическая закалка и умственные способности Суворова, давшие ему быстрый карьерный рост, в 1748 году он без отрыва от службы закончил Сухопутный шляхетский кадетский корпус, а в 1754 году получил первый офицерский чин подпоручика и был направлен в Ингерманладский пехотный полк, с которым ушел на Семилетнюю войну.
Хотя Семилетняя война и была первой войной Суворова, как полководец он начался с войны с Барской конфедерацией, за победу над которой под Ореховым он получил чин генерал-майора и орден Святого Георгия сразу III степени. Прямо из Польши он отправился на войну с турками, где у крепости Туртукай к нему пришла полководческая слава, хотя сначала его чуть не приговорили к смерти за это. В дальнейшем Суворов одержал еще несколько побед, в том числе и при Козлуджи (ныне Суворово, Болгария), которая привела к заключению Кючук-Каранджийского мира 1774 года, выведшего Россию к Черному морю.
С победоносно завершившейся русско-турецкой войны 1768-1774 годов Суворова отправили на подавление восстания Емельяна Пугачёва, но, к счастью, его руки оказались незапятнаны кровью своего народа: к моменту его прибытия восстание уже было подавленно, а сам Пугачёв был выдан своими бывшими сподвижниками и Суворову выпало конвоировать его в Москву. С Пугачёвым Суворов обращался строго, впрочём, арестант не давал ему лишнего повода проявлять гнев, более того, в откровенной беседе он раскаялся во всём ранее содеянном. Во время этапирования Пугачёв и Суворов общались часто и последний многое взял из тактики и организации войска повстанцев, а в благодарность за полученные уроки Суворов сделал всё, чтобы с Пугачёва была снята анафема, которой тот был подвёргнут ранее.
После русско-турецкой войны Суворов вплотную занялся вопросами военной реформы, которую, как президент Военной коллегии, проводил Григорий Потемкин, охотно принимавший предложения Суворова. Отреформированая этим тандемом армия прекрасно показала себя на полях русско-турецкой войны 1787-1791 годов, где Суворов, находясь в подчинении у Потемкина, одержал победы при Кинбурне, Рымнике и Фокшанах, но со временем Потемкина начала раздражать растущая слава Суворова, впрочем, делу это не мешало: когда в декабре 1790 года русская армия прочно завязла под Измаилом, Потемкин был вынужден отправить туда Суворова, который в кратчайший срок взял сию крепость, лишив тем самым Османскую империю последних шансов на победу в войне.
После победы в русско-турецкой войне Суворов оказался как бы в опале: сначала укреплял русско-шведскую границу, затем 2 года жил в Астрахани, готовя так и не состоявшийся поход в Среднюю Азию. Вновь на коне он оказался в 1794 году, когда в Польше вспыхнуло восстание под предводительством Тадеуша Костюшко, которое показало, что Речь Посполитая еще жива и способна дать отпор. Польская кампания Суворова быстро вошла в историю: всего 40 дней ему понадобилось, чтобы разбить главные силы поляков, пленить Костюшко и в измаильском стиле взять предместье Варшавы Прагу, за которое он получил давно заслуженный чин фельдмаршала. Многие и после этого считали, что Суворов знал, что его победы - результат серьезной работы, которую он в доступной форме изложил в "Науке побеждать" - не только учебнику по военному делу, но и мотивационной литературе, дающей фору и Карнеги, и Сунь-Цзы.
Вступивший на престол в 1796 году Павел I тут же начал перестраивать армию по морально устаревшим прусским образцам, чего Суворов категорически не принял и был сослан в свое имение Кончанское Новгородской губернии (ныне село Кончанское-Суворовское Новгородской области). В ссылке он вел тихую жизнь: занимался хозяйством, открыл школу и приют для лесных птиц, даже подал прошение о поступлении в монахи, но в 1799 году ввиду войны с Францией он был срочно восстановлен в армии и направлен командовать союзными русско-австрийскими войсками в северной Италии.
Узнав о прибытии Суворова в Италию, французы были в приподнятом настроении: уж они-то не дадут себя побить, как турки и поляки, но Суворов разбил и их войска, и их уверенность при Адде, Треббии и Нови и даже подготовил план вторжения в саму Францию, сорвавшийся из-за противодействия Англии и Австрии, испугавшихся роста мощи России. Суворову и русской армии было приказанно идти через Альпы на соединение с русско-австрийским корпусом Римского-Корсакова. Альпийский поход, стараниями французов и австрийцев превратившийся в настоящий кошмар, сделал имя Суворова легендарным, ведь он в таких условиях смог перевести большую часть своей армии через Альпы и нанести французам ряд серьезных поражений. За Альпийский поход Суворов получил звание генералиссимуса, но в то время он уже тяжело болел, а очередная опала от скорого на расправу императора окончательно свела его в могилу 6 (18) мая 1800 года.
Александр Васильевич Суворов занял свое, достойное место в народной памяти как лучший русский полководец и отец своим солдатам. Помнили о Суворове и в официальной историографии: в Российской империи его имя носили сразу несколько воинских частей, в СССР в 1942 году был учрежден орден его имени, его имя было также присвоенно основанным в 1943 году начальным военным училищам и нескольким населенным пунктам, в современной России в его честь учрежденны орден и медаль. Память о Суворове, как о лучшем русском полководце пережила и переживет века.