Найти в Дзене
ИПНалогРу

Черные списки банков

Здравствуйте, читатели!

В последнее время, часто общаясь на бизнес – форумах, замечаю жалобы владельцев бизнеса на то, что мелкие, да и крупные банки блокируют счета предпринимателей без видимых причин и на весьма спорных основаниях, часто отказывают в дальнейшем обслуживании (пресловутый 115-ФЗ в действии). Кроме того если банк блокировал операцию, то информация об этом факте автоматически фиксируется в специальных реестрах Росфинмониторинга о недобросовестных предпринимателях, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем или финансированием террористической деятельности. Причем на практике коммерческие банки блокируют не подозрительную операцию (как это декларировано законодательно), а все операции по расчетному счету. Чем это грозит предпринимателю? Как правило «проштрафившемуся» клиенту по закону положено дать шанс «обелиться» и представить документы по запросу банка, которые пояснят экономический смысл деятельности клиента в целом и операции, вызвавшей подозрения у служб финмониторинга, в частности. В теории рассмотрев представленный пакет документов, банк или разблокирует операцию, и сообщение о блокировке автоматически удаляется из «стоп-листов» банков, или отказывает клиенту в обслуживании и дает время на открытие расчетного счета в другой кредитной организации. Но мы помним о том, что информация в «стоп-лист» уже ушла и открыть счет в другом банке становится крайне сложно, иногда и вовсе невозможно. Это связано с тем, что если в список 639-П (Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму) попала информация о компании или предпринимателе, то эта информация доступна всем банкам без исключения.

Нужно отметить, что многие банки научились неплохо «играть» на таких блокировках счета. Ну, посудите сами. Ситуация первая: банк блокировал счет компании с остатком 1,5 миллиона рублей. Ежедневно банк нуждается в привлеченных средствах, часть из них краткосрочные (допустим для предоставления овердрафтов компаниям и частным лицам) и привлекаются на условиях платности и возвратности. А тут совершенно бесплатно и на вполне прогнозируемый срок блокированы денежные средства, которые можно использовать совершенно бесплатно. Ситуация вторая: денежные средства блокированы на расчетном счете компании и банк уведомляет клиента, что желает прекратить его обслуживание и предлагает перевести денежные средства на любой указанный клиентом счет, но с удержанием комиссионных. Такие комиссионные составляют от 7% до 25% в разных банках. Вот такой нехитрый «рэкет» со стороны банков. Клиенты, разумеется, могут жаловаться. Но, как правило, клиенты с такими жалобами не обращаются, хотя, на мой взгляд, чем больше было бы подобных жалоб, тем лучше.

Попадание компании в «черные списки банков» или так называемые «стоп – листы» значительно осложняет жизнь их владельцам и руководителям. Нужно отметить, что методы выхода из таких списков существуют, но требую затрат времени, эмоциональных и финансовых затрат. Во-первых, если предоставленный по требованию банка пакет документов кредитная организация сочла неудовлетворительными или недостаточным, то клиент может по собственной инициативе представить документы, подтверждающие «чистоту его намерений». Если и этого оказалось недостаточно, то за клиентом сохраняется право обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ (Центральном Банке) с жалобой, к которой необходимо приложить все документы и сведения, подтверждающие необоснованность отказа банка в обслуживании (и, как следствие, ваше фигурирование в списке 639-П). В состав комиссии входят кроме сотрудников ЦБ еще и специалисты Росфинмониторинга. У комиссии есть 20 дней на рассмотрение жалобы, далее о своем решении комиссия уведомляет банк и клиента банка в течение 3 рабочих дней. В случае если межведомственная комиссия ЦБ и Росфонмониторинга оказалась на стороне клиента, то ему обязательно восстановят доступ к работе по счету, а записи из «черного списка» в отношении него удалят. Но, как правило, клиенты кредитных организаций предпочитают смириться с действиями банков. До межведомственной комиссии доходят единицы из них. Что, на мой взгляд, так же не вполне разумно с точки зрения клиентов банков – массовость подобных жалоб заставит ЦБ и Росфинмониторинг более пристально присмотреться к деятельности некоторых кредитных организаций, а в частности к регламентам внутреннего контроля и собственно к сотрудникам его осуществляющим. В большинстве случаев рассмотрение пакетов документов, предоставленных в банк с целью пояснения схемы деятельности и экономической обоснованности подозрительной операции, носит формальный характер, не соответствующий степени риска, который несет копания, подвергшаяся такому анализу.

Исходя из суровой юридической практики подобных споров, юристы дают несколько рекомендаций: 1. Изучить требования ПОД /ФТ с целью минимизации риска попадания в поле зрения финмониторинга; 2. Не закрывать заблокированный расчетный счет (читай не прекращать клиентских взаимоотношений с банком) до полного выяснения обоснованности блокировки; 3. Прибегать ко всему спектру законных методов доказательства необоснованности блокировки счета. 4. Иметь резервный расчетный счет компании, на который можно будет перевести оборот, не неся финансовых и репутационных потерь в период разбирательств по блокированному счету.

Остается пожелать вам удачи в вашем бизнесе, а в случае попадания в поле зрения финмониторинга - скорейшего разрешения вопросов в вашу пользу.