Основным доказательством правильности общей теории относительности (ОТО), после которого к Эйнштейну пришла слава, был эксперимент с отклонением луча света при прохождении его рядом с массивным телом. А именно, во время затмения Солнца, произошедшего 29 мая 1919 года, фотографировались положения ряда звёзд, лучи от которых проходили в непосредственной близости от диска Солнца. Затем эти положения на фотоснимках сравнивались с фотоснимками их действительных положений на небосводе. Перед этим экспериментом Эйнштейн рассчитал угол отклонения положений таких звёзд по предлагаемой им в ОТО следующей формуле:
Расчётом по данной формуле он получил угол отклонения положений около 1,74 секунды.
Прошло уже больше ста лет, как Эддингтон привез из экспедиции 1919 года первые астрономические данные, якобы подтверждающие ОТО, но споры между релятивистами и антирелятивистами вокруг величины 1,74" и как ее можно объяснять так и не угасли. Действительно, представленный Эддингтоном отчет, имеет слишком много изъянов. Но речь сейчас пойдёт не об изъянах измерения и неучтённых факторах при определении этого угла.
Искомый угол отклонения определил ещё более чем за 100 лет до Эйнштейна немецкий астроном, директор обсерватории Мюнхенской Академии Иоганн Георг фон Зольднер (15.06.1776 – 18.05.1833).
В 1801 году он послал в «Berliner Astronomisches Jahrbuch» («Берлинский астрономический ежегодник») статью «Об отклонении светового луча от его прямолинейного движения притягивающим всемирным телом, мимо которого он близко проходит», изданную в 1804 году. В ней на основе корпускулярной теории весомого света и всемирного закона тяготения он получил выражение, соответствующее формуле:
Не правда ли формулы Эйнштейна и Зольднера по параметрам зеркально похожи, за исключением множителей в числителях. Угол отклонения светового луча по Зольднеру в 2 раза меньше угла отклонения светового луча по Эйнштейну.
Зольднер при определении угла отклонения луча исходил из следующего поясняющего рисунка, на котором этот угол обозначен ῳ (омега):
Не буду излагать вывод окончательной формулы, полученной Зольднером (желающий может познакомиться с выводом формулы в работе О.Акимова «Отклонение лучей света вблизи массивных тел»). Остановлюсь на главном. Из поясняющего рисунка Зольднера видно, что он определил только угол отклонения луча света, коснувшегося диска массивного тела (например Солнца) в точке А, и далее по криволинейной линии АМ Q проследовавший к наблюдателю. Вывод окончательной формулы Зольднер полностью показал в своей работе, что не скажешь о выводе окончательной формулы, полученной Эйнштейном.
По полученной Золднером формуле, угол отклонения светового луча должен был составить 0,87 секунды, то есть ровно в два раза меньше, чем определил этот угол Эйнштейн.
Ещё раз посмотрим на поясняющий рисунок Зольднера. На нём не изображена траектория светового луча до подхода к массивному телу, и следовательно он при выводе окончательной формулы не учитывал эту траекторию луча. До настоящего времени считается, что учитывать эту траекторию не следует, так как угол отклонения луча света, пришедший к наблюдателю и угол отклонения луча света от звезды до массивного тела равны, при этом приводится следующий рисунок:
На самом деле это не так, и я сейчас докажу, что учитывать траекторию движения светового луча до массивного тела необходимо. Угол ῳ, определён Зольднером из соотношения катетов АВ к А D . Это соотношение есть тангенс угла ῳ. Поэтому окончательная формула, полученная Зольднером, справедлива при условии нахождения источника светового луча на прямой А D (вернее сказать, на продолжении этой прямой вниз относительно рисунка). Но источник светового луча не может находиться на продолжении прямой А D , поскольку при подходе к массивному телу он также претерпевает изгиб под действием гравитации, что хорошо видно из представленного предыдущего рисунка. Если же расположить источник света на продолжении прямой А D , то касание луча не произойдёт в точке А (точка касания луча тогда будет располагаться выше точки А), и расчёт угла отклонения луча необходимо будет вести с новой поправкой на точку касания. Выходит, Зольднер не полностью (не до конца) провёл исследование угла отклонения светового луча массивным телом. Поэтому необходимо ещё определить угол отклонения светового луча при подходе его к массивному телу.
Из приведённого предыдущего рисунка видно, что траектория движения светового луча симметрична относительно его точки касания А на диске массивного тела. Отсюда следует отклонение светового луча при подходе к массивному телу будет определяться точно по такой же формуле, полученной Зольднером. Тогда окончательный угол отклонения светового луча массивным телом будет равен двойному углу, следующему из формулы Зольднера. То есть:
Таким образом угол отклонения светового луча массивным телом, согласно закону всемирного тяготения Ньютона, должен составлять не 0,87 секунды (как принято считать), а 1,74 секунды. Просто Зельднер в своём расчёте не учёл траекторию движения светового луча перед его подходом к массивному телу, а Эйнштейн получается второй раз открыл известный уже всем закон всемирного тяготения. Возможно даже, что Эйнштейн догадался об ошибке Зольднера и решил воспользоваться этим, опубликовав правильную формулу, и не показав вывод её. Так что созданная Эйнштейном ОТО - это завуалированный закон тяготения Ньютона, полностью базирующийся на этом законе. Но что нового можно построить на старом фундаменте?
Вот так в истории науки произошла чудовищная подмена закона всемирного тяготения Ньютона общей теорией относительности Эйнштейна. А привело ко всему этому, проведённое неполное исследование одним учёным (Зольднером), и беспристрасное отношение других учёных к результатам исследования Эйнштейна. Но было уже поздно 6 ноября 1919 года Эдингтон доложил на расширенном заседании Королевского астрономического общества Великобритании об эксперименте, проведённом во время затмения Солнца 29 мая 1919 года, и сделано официальное заключение об его итогах. И уже на следующий день 7 ноября 1919 года в английских и американских газетах появились статьи с эффективными заголовками "Революция в науке", "Новая теория строения вселенной", "Ниспровержение механики Ньютона", "Лучи изогнуты, физики в смятении. Теория Эйнштейна торжествует", после которых к Эйнштейну пришла незаслуженная слава. А дальше, перефразируя слова писателей Ильфа и Петрова, Эйнштейна «понесло». Он на украденном фундаменте стал строить свою теорию, придумав искривление пространства, пространственно-временной континиум, необратимый коллапс массивных тел с сжатием вещества тела в сингулярность (в точку), чёрные дыры с кротовыми норами в них, ограниченную скорость взаимодействия тел не превышающую скорость света. И так уже более 100 лет общая теория относительности продолжает туманить воспалённые этой теорией мозги большинства учёных.
В заключении хочется привести слова В.А. Ацюковского, которые он написал в брошюре «Блеск и нищета Теории относительности Эйнштейна»: «сегодня нет в мире более реакционной и лживой теории, чем теория относительности Эйнштейна. Она бесплодна и не способна дать что-либо прикладникам… Но время, отпущенное историей этой «Теории» истекло. Плотина релятивизма, воздвигнутая на пути развития естествознания заинтересованными лицами, трещит под напором фактов и новых прикладных задач, и она неизбежно рухнет. Теория относительности Эйнштейна обречена и будет выброшена на свалку в самом ближайшем будущем».