“Силами 3-го ТК произвести обходной маневр, укрепленного Варшавского плацдарма с востока и сев.вост.” – эта запись из военного журнала 2-й танковой армии за 28 июля 1944-го года. На тот момент, части именно этой танковой армии рвались дальше всех, возглавляемые опытным генералом Радзиевским. В своем составе на 27 июля армия имела внушительные силы: 3-й танковый корпус: 125 танков Т-34, 7 СУ-85, 16 СУ-76, 4 СУ-57 – 152 танка и САУ; 8-й гвардейский танковый корпус: 50 Т-34, 93 “Шермана”, 14 ИС-2, 18 СУ-85, 15 СУ-76, 4 СУ-57 – всего 193 танка и САУ; 16-й танковый корпус – 193 танка и САУ. Всего же, в битве за “Варшавский плацдарм” приняло участие 570 танков и САУ.
Однако, 25 июля к Варшаве прибывает из Италии 1-я танково-парашютная дивизия СС “Герман Геринг”. В своем составе дивизия 64 танка Т-4, три командирских танка и 31 САУ Jagd IV . Кроме этого, в полосе немецкой обороны действовали части 3-й тд СС “Тотенкопф” и 5-й тд СС “Викинг”. Дивизия “Герман Геринг” усилила позиции 73-й пехотной дивизии вермахта, и наличие крупных танковых сил не стала загадкой для РККА. При этом, 30 танков из состава 3-го ТК успели разгромить разведывательный батальон “Германа Геринга”, однако за успехами следовали неудачи, как это нередко бывало на Восточном фронте.
Тем не менее, еще 29 июля все шло неплохо для частей 2-й ТА, так в боевом журнале записано “В результате сильных атак соединений армии против был отброшен в сев-зап. направлении”. Что интересно, так это значительно возросшее умение советских командиров руководить танковыми подразделениями: так, части 3-го ТК после того, как не удалась атака в одном направлении, сразу направили свой меч на другой участок немецкого фронта и прорвали вражеские позиции. Этот маневр был проведен в районе городка Минск-Мазовецкий, где держала оборону дивизия “Герман Геринг”. Постепенно части 3-го ТК и части 8-го гв. ТК все больше отрывались от своих же частей, что и стало роковой ошибкой в судьбе 2-й танковой армии.
И так, в 8 часов утра противник был из Минск-Мазовецкий, и частям 3-го танкового корпуса дали приказ выйти к Варшаве и взять Прагу, предместья столицы Польши. Части 8-го гв. ТК и 16-го ТК должны были поддерживать наступление ударного корпуса. 31 июля части 2-й ТА подошли к Варшаве, и там им пришлось остановиться. Ситуация резко меняется 1 августа, когда в журнале боевых действий появляется запись: “2-я ТА к августа оказалась перед сильной танковой группировкой с севера, сев-востока, сев-запада и запада”. Это была ловушка, в которую попали советские танкисты.
К этому времени главной ударной силой со стороны немцев была именно дивизия “Герман Геринг”, которая имела в своем составе 32 танка Т-4 и 21 САУ. Однако, прибыли части 3-й тд СС “Тотенкопф” (10 Т-4, 22 Т-5, 1 Т-6, 12 САУ), части 5-й тд СС “Викинг” ( 8 Т-4, 22 Т-5, 22 САУ). Тем не менее, в авангарде контрудара шла именно дивизия “Герман Геринг”, по мнению Вальтера Моделя. 2-го августа немцы продолжали мощные атаки по корпусам, которые уже заняли круговую оборону. Но, генеральный удар по советским данным пришелся на 3 августа. Особенно пострадал 3-й ТК, 8-й гв. ТК в силу своего расположения не попал в итоге основными силами в немецкий котел. И это все продолжалось до 5 августа, пока немецкие атаки не остановились. В результате контрудара безвозвратно части 3-го ТК потеряли 97 танков и САУ, части 8-го гв. ТК – 67 танков и САУ, части 16-го ТК – 69 танков и САУ. Позиции 2-й ТА были переданы 47-й армии.