Покажу, как написан этот букет - от первоначального наброска до авторской подписи.
Это не то чтобы точный рецепт, по которому получится повторить работу - но, мне кажется, подсмотреть за "кухней" художника может быть интересно.
Иногда меня спрашивают, почему я не записываю мастер-классы на видео?
На самом деле, я больше верю в живое обучение, систематическое и у хорошего преподавателя. Эти "раскладушки" этапов выполнения живописной работы - главным образом дополнительный материал для учеников моей студии. Но если принесёт пользу кому-то ещё - буду очень рада.
1. Начинаем с лёгкого наброска кистью. Главная задача этого этапа - найти гармоничное расположение форм букета в формате холста, определиться с размерами.
2. Намечаем обобщённые цветовые пятна. Сейчас нас интересуют большие тоновые отношения - мы видим светлые цветы на более тёмном фоне.
3. Каждый цветок имеет освещённую и теневую сторону. Букет освещён прямым солнечным светом - а это значит, что освещённые поверхности приобретают тёплый желтоватый оттенок, а теневые - холодный синеватый.
4. Примерно так выглядит законченный подмалёвок - первый этап многослойной масляной живописи. Он выполняется тонкими полупрозрачными слоями краски - так краска быстрее просохнет, и можно будет вести работу дальше. На этом этапе задаются самые общие тоновые и цветовые отношения, а кроме того, можно заметить, что уже сейчас намечен разный характер границ между живописными пятнами - одни имеют чёткие и контрастные края, другие как бы растворяются в пространстве.
5. Начинаем прописывать верхний цветок. Чтобы масляная краска при работе в технике многослойной масляной живописи сохраняла свежесть и яркость цвета, соблюдаем технологию. Подсохший нижний слой краски покрываем ретушным лаком. Можно покрывать только те участки, где планируется работа прямо сейчас - по свежему влажному лаку краска ложится легче и пластичней, легче растушёвываются мягкие переливы цвета.
6. Делаем акценты на кончиках лепестков - уходя в центр цветка, лепесток как бы растворяется в его цветной глубине.
7. Замечаем и передаём основные закономерности освещения: В глубине каждого пиона как бы горит цветной огонёк - пятно насыщенного жёлтого или розового оттенка. Ярко освещённые поверхности лепестков задаём чуть подцвеченными жёлтым или лимонным кадмием белилами - я использую цинковые, так как их полупрозрачность в тонком слое позволяет передать прозрачность цветочных лепестков. Тени в целом более холодные. Голубоватый холодный оттенок появляется и на свету, в полутонах.
8. Цветок в тени, в глубине букета пишем более обобщённо, без лишних подробностей.
9. На цветке, который выходит из тени на свет, наблюдаем самые звонкие контрасты.
10. Пишем верхний цветок по центру - он самый насыщенный по цвету и с выразительной светотенью.
11. Лепестки в глубине букета объединяются общим зеленоватым оттенком и образуют мягкие касания с тёмными пятнами листьев.
12. Обращаем внимание на цветы, лежащие на скатерти - белое на белом довольно интересная задача для художника. Пионы в целом немного теплее по цвету.
13. Не пытаемся "пересчитать" все лепестки, стараемся увидеть их как живописные пятна и передать цветовые отношения и характер касаний.
14. Яркий свет, заливающий форму, тоже её обобщает, объединяет детали в целое, как и тень.
15. Работу ведём обычно слева направо, чтобы не размазывать свежую краску.
16. Правая освещённая часть букета воспринимается как единая масса - и всё же требуется передать неповторимую пластику лепестков и индивидуальность каждого цветка.
17. Уточняем ситуацию со скатертью и цветами на столе.
18. Прописываем пионы и рисунок на скатерти.
19. Добавляем освещённые листья и бутоны.
20. Снова возвращаемся к "большим отношениям". Уплотняем фон, добавляем ему теплоты. На этом вторую прописку работы можно считать законченной.
21. Третий слой живописи - наведение окончательной красоты. Пионы слева потребовали более тщательной детализации, Кроме того, чтобы сделать полутона на лепестках ещё чище и свежее, пройдём их полупрозрачными полулессировками - тонкими слоями разбелённой краски.
22. Замечаем, что ярко освещённые цветы сами словно начинают светиться, распространять на более тёмный фон мягкое сияние. Этот эффект помогает передать ощущение пространственной среды и воздуха в картине.
23. Добавляем "сияния" скатерти и находим в её тени тёплые рефлексы. Уточняем подробности и детали.
24. Добавляем тёплого розоватого мерцания фону, наносим последние штрихи и ставим подпись.