Найти тему
Светлана Горячева

Картина с белыми пионами - как это сделано, шаг за шагом

Покажу, как написан этот букет - от первоначального наброска до авторской подписи.
Покажу, как написан этот букет - от первоначального наброска до авторской подписи.

Это не то чтобы точный рецепт, по которому получится повторить работу - но, мне кажется, подсмотреть за "кухней" художника может быть интересно.

Иногда меня спрашивают, почему я не записываю мастер-классы на видео?

На самом деле, я больше верю в живое обучение, систематическое и у хорошего преподавателя. Эти "раскладушки" этапов выполнения живописной работы - главным образом дополнительный материал для учеников моей студии. Но если принесёт пользу кому-то ещё - буду очень рада.

1. Начинаем с лёгкого наброска кистью. Главная задача этого этапа - найти гармоничное расположение форм букета в формате холста, определиться с размерами.
1. Начинаем с лёгкого наброска кистью. Главная задача этого этапа - найти гармоничное расположение форм букета в формате холста, определиться с размерами.
2. Намечаем обобщённые цветовые пятна. Сейчас нас интересуют большие тоновые отношения - мы видим светлые цветы на более тёмном фоне.
2. Намечаем обобщённые цветовые пятна. Сейчас нас интересуют большие тоновые отношения - мы видим светлые цветы на более тёмном фоне.
3. Каждый цветок имеет освещённую и теневую сторону. Букет освещён прямым солнечным светом - а это значит, что освещённые поверхности приобретают тёплый желтоватый оттенок, а теневые - холодный синеватый.
3. Каждый цветок имеет освещённую и теневую сторону. Букет освещён прямым солнечным светом - а это значит, что освещённые поверхности приобретают тёплый желтоватый оттенок, а теневые - холодный синеватый.
4. Примерно так выглядит законченный подмалёвок - первый этап многослойной масляной живописи. Он выполняется тонкими полупрозрачными слоями краски - так краска быстрее просохнет, и можно будет вести работу дальше. На этом этапе задаются самые общие тоновые и цветовые отношения, а кроме того, можно заметить, что уже сейчас намечен разный характер границ между живописными пятнами - одни имеют чёткие и контрастные края, другие как бы растворяются в пространстве.
4. Примерно так выглядит законченный подмалёвок - первый этап многослойной масляной живописи. Он выполняется тонкими полупрозрачными слоями краски - так краска быстрее просохнет, и можно будет вести работу дальше. На этом этапе задаются самые общие тоновые и цветовые отношения, а кроме того, можно заметить, что уже сейчас намечен разный характер границ между живописными пятнами - одни имеют чёткие и контрастные края, другие как бы растворяются в пространстве.
5. Начинаем прописывать верхний цветок. Чтобы масляная краска при работе в технике многослойной масляной живописи сохраняла свежесть и яркость цвета, соблюдаем технологию. Подсохший нижний слой краски покрываем ретушным лаком. Можно покрывать только те участки, где планируется работа прямо сейчас - по свежему влажному лаку краска ложится легче и пластичней, легче растушёвываются мягкие переливы цвета.
5. Начинаем прописывать верхний цветок. Чтобы масляная краска при работе в технике многослойной масляной живописи сохраняла свежесть и яркость цвета, соблюдаем технологию. Подсохший нижний слой краски покрываем ретушным лаком. Можно покрывать только те участки, где планируется работа прямо сейчас - по свежему влажному лаку краска ложится легче и пластичней, легче растушёвываются мягкие переливы цвета.
6. Делаем акценты на кончиках лепестков - уходя в центр цветка, лепесток как бы растворяется в его цветной глубине.
6. Делаем акценты на кончиках лепестков - уходя в центр цветка, лепесток как бы растворяется в его цветной глубине.
7. Замечаем и передаём основные закономерности освещения: В глубине каждого пиона как бы горит цветной огонёк - пятно насыщенного жёлтого или розового оттенка. Ярко освещённые поверхности лепестков задаём чуть подцвеченными жёлтым или лимонным кадмием белилами - я использую цинковые, так как их полупрозрачность в тонком слое позволяет передать прозрачность цветочных лепестков. Тени в целом более холодные. Голубоватый холодный оттенок появляется и на свету, в полутонах.
7. Замечаем и передаём основные закономерности освещения: В глубине каждого пиона как бы горит цветной огонёк - пятно насыщенного жёлтого или розового оттенка. Ярко освещённые поверхности лепестков задаём чуть подцвеченными жёлтым или лимонным кадмием белилами - я использую цинковые, так как их полупрозрачность в тонком слое позволяет передать прозрачность цветочных лепестков. Тени в целом более холодные. Голубоватый холодный оттенок появляется и на свету, в полутонах.
8. Цветок в тени, в глубине букета пишем более обобщённо, без лишних подробностей.
8. Цветок в тени, в глубине букета пишем более обобщённо, без лишних подробностей.
9. На цветке, который выходит из тени на свет, наблюдаем самые звонкие контрасты.
9. На цветке, который выходит из тени на свет, наблюдаем самые звонкие контрасты.
10. Пишем верхний цветок по центру - он самый насыщенный по цвету и с выразительной светотенью.
10. Пишем верхний цветок по центру - он самый насыщенный по цвету и с выразительной светотенью.
11. Лепестки в глубине букета объединяются общим зеленоватым оттенком и  образуют мягкие касания с тёмными пятнами листьев.
11. Лепестки в глубине букета объединяются общим зеленоватым оттенком и образуют мягкие касания с тёмными пятнами листьев.
12. Обращаем внимание на цветы, лежащие на скатерти - белое на белом довольно интересная задача для художника. Пионы в целом немного теплее по цвету.
12. Обращаем внимание на цветы, лежащие на скатерти - белое на белом довольно интересная задача для художника. Пионы в целом немного теплее по цвету.
13. Не пытаемся "пересчитать" все лепестки, стараемся увидеть их как живописные пятна и передать цветовые отношения и характер касаний.
13. Не пытаемся "пересчитать" все лепестки, стараемся увидеть их как живописные пятна и передать цветовые отношения и характер касаний.
14. Яркий свет, заливающий форму, тоже её обобщает, объединяет детали в целое, как и тень.
14. Яркий свет, заливающий форму, тоже её обобщает, объединяет детали в целое, как и тень.
15. Работу ведём обычно слева направо, чтобы не размазывать свежую краску.
15. Работу ведём обычно слева направо, чтобы не размазывать свежую краску.
16. Правая освещённая часть букета воспринимается как единая масса - и всё же требуется передать неповторимую пластику лепестков и индивидуальность каждого цветка.
16. Правая освещённая часть букета воспринимается как единая масса - и всё же требуется передать неповторимую пластику лепестков и индивидуальность каждого цветка.
17. Уточняем ситуацию со скатертью и цветами на столе.
17. Уточняем ситуацию со скатертью и цветами на столе.
18. Прописываем пионы и рисунок на скатерти.
18. Прописываем пионы и рисунок на скатерти.
19. Добавляем освещённые листья и бутоны.
19. Добавляем освещённые листья и бутоны.
20. Снова возвращаемся к "большим отношениям". Уплотняем фон, добавляем ему теплоты. На этом вторую прописку работы можно считать законченной.
20. Снова возвращаемся к "большим отношениям". Уплотняем фон, добавляем ему теплоты. На этом вторую прописку работы можно считать законченной.
21. Третий слой живописи - наведение окончательной красоты. Пионы слева потребовали более тщательной детализации, Кроме того, чтобы сделать полутона на лепестках ещё чище и свежее, пройдём их полупрозрачными полулессировками - тонкими слоями разбелённой краски.
21. Третий слой живописи - наведение окончательной красоты. Пионы слева потребовали более тщательной детализации, Кроме того, чтобы сделать полутона на лепестках ещё чище и свежее, пройдём их полупрозрачными полулессировками - тонкими слоями разбелённой краски.
22. Замечаем, что ярко освещённые цветы сами словно начинают светиться, распространять на более тёмный фон мягкое сияние. Этот эффект помогает передать ощущение пространственной среды и воздуха в картине.
22. Замечаем, что ярко освещённые цветы сами словно начинают светиться, распространять на более тёмный фон мягкое сияние. Этот эффект помогает передать ощущение пространственной среды и воздуха в картине.
23. Добавляем "сияния" скатерти и находим в её тени тёплые рефлексы. Уточняем подробности и детали.
23. Добавляем "сияния" скатерти и находим в её тени тёплые рефлексы. Уточняем подробности и детали.
24. Добавляем тёплого розоватого мерцания фону, наносим последние штрихи и ставим подпись.
24. Добавляем тёплого розоватого мерцания фону, наносим последние штрихи и ставим подпись.