Каршеринг
Чтобы подсчитать годовые траты на пользование каршерингом, осталось сделать один шаг. Выбрать тариф. Естественно, коль мы ставим вопрос о финансовой привлекательности, стоит говорить в первую очередь о самых экономных вариантах.
На сегодняшний день имеется сразу несколько операторов со сверхдешёвым тарифом – 5 руб/мин: это Rentmee, Car5 и Карусель. Помимо них есть Lifcar с божеским – 6 руб/мин. Немалый флот Делимобиля доступен по 7 руб/мин. Захоти я завтра отказаться от личного авто, остановился бы именно на этих фирмах. В немалой степени из-за ценовой политики, а в случае Дели ещё и из-за автопарка.
Итак, прикинем годовой каршерный бюджет, используя данные по средним годовым пробегам и средним скоростям движения, упомянутые ранее. Самый затратный вариант (max): 20,000 км/год, ср. скорость — 30 км/ч, использование только Делимобиля. Самый бюджетный вариант (min): 10,000 км/год, ср. скорость 35 км/ч, использование Rentmee, Car5, Карусель.
max: (20,000 / 30) * 60 * 7 = 280,000 рублей в год
min: (10,000 / 35) * 60 * 5 = 85,714 рублей в год
Верхняя граница в 280,000 рублей пугает, но тут и заложены «тяжелые» условия. Нижняя граница в 85,714 рублей кажется недостижимой ввиду малых автопарков пятирублёвых каршерингов, ездить только на их машинах не получится. Но если просчитать min вариант по тарифу Дели, выйдет 120,000 рублей; чуть больше, но зато реально.
Разброс в почти 200,000 рублей — это всё-таки многовато. Тем более, что основная наша задача — сравнение («каршеринга» и «кароунинга»), значит, вновь надо уточнить условия и вновь «усреднить» — это будет вариант mid.
Пробег 15,000 км/год, скорость средняя, ну хотя бы 33 км/ч, тариф – пусть в 60% случаев мы будем ездить на Делимобиле, 20% на Rentmee-Car5-Карусели и ещё в 20% на Lifcar. Собирательный тариф выйдет такой: 0,6 * 7 + 0,2 * 5 + 0,2 * 6 = 6,4 руб/мин, не сильно меньше базового Дели.
mid: (15000 / 33) * 60 * 6,4 = 174,545 рублей в год .
Подытожим рассуждения по каршерингу:
Самый важный подытог видится в том, что, несмотря на кажущиеся простоту и волюнтаризм рассуждений, никаких серьёзных допущений в пользу каршеринга сделано не было. Разве что принятые средние скорости 30-35 км/ч исключают подсчёт расходов водителями, регулярно и помногу стоящими в пробках, скорость которых значительно ниже. Тарифы и пробеги сомнений не вызывают, они вполне реальны, а больше ничего в формуле и нет, она, к счастью, исключительно проста. Это никак не проверишь, но думается, что большинству водителей 150,000 – 200,000 руб/год на каршеринг должно хватать . И это очень хороший и позитивный для каршеринга результат!
Своя машина
Своя машина – она какая? Учитывая сравнение с каршерингом, конечно же, B-класс. И комплектация соответствующая, иначе нечестно будет! В качестве референсного автомобиля предлагается взять Solaris II 1.4 AT . Хороший вариант, машина используется в упомянутых выше каршерингах, и в то же время это адекватный выбор для покупки в качестве собственной машины. Можно рассматривать и Renault Logan 1.6 AT , но в конечном итоге в финансовом плане это примерно одно и то же.
Стоит Hyundai Solaris 1.4 AT сейчас 779,900 руб. без учёта скидок. Сверх этой суммы придётся оставить ещё штук 20,000 руб. на всякие коврики, брызговики, сигнализацию, комплект колёс — что-то дадут «в подарок», за остальное придётся доплатить.
Расход топлива такой машины завялен 8,5 л/100 км в городском цикле. Паспортный расход всегда немного меньше реально достигаемого в эксплуатации. Связано это во многом с тем, что испытания по определению расхода проводятся по давно устаревшим циклам (NEDC), мало имеющим отношение к условиям современного движения. Касаемо Соляриса, у машин, которые я брал в аренду, суточный расход горел – 8,5-9,5 л/100 км. Правдоподобно для городской езды! Остановимся на «идеальном» значении 8,5 л на сотню, тогда 15,000 км/год = 150 сотен км, выходит 150 * 8,5 * 38 = 48,450 в год, при цене 38 рублей за 1 литр 92-ого бензина. Учтём сразу, что наш владелец «умный» и пользуется картой, обеспечивающей его скидкой 10%. То есть в год на 15,000 км он расходует – 48,450 * 0,9 = 43,605 руб.
Теперь страховка . Поскольку у нас тут всё-таки не rocket science, а скорее расчёты «на коленке», сверхточность ни к чему. К тому же основные расходы – на покупку и бензин — уже учтены. Вдобавок цена страховок сильно зависит от целого ряда факторов. Мы точно не сильно соврём, если примем для нашего Соляриса цены на ОСАГО в 10,000 рублей и на минимальную КАСКО от «угона» и «тотального ущерба» в 25,000 рублей. В сумме — 35,000 рублей в год.
Сервисное обслуживание . На первые три года так: ТО1 — 8,810 рублей, ТО2 — 13,437 рублей, ТО3 — 8,810 рублей (подсмотрено с сайта какого-то из дилеров Hyundai). Расклад на три года выбран неспроста: как известно, каршеринговые автомобили обновляются (как и прочий коммерческий транспорт в Москве) раз в три-четыре года – поэтому и сравнивать, чтобы всё честно было, надо на этой временной дистанции. В нашем сравнении данное условие идет «в плюс» варианту покупки в собственность, т. к. траты на каршеринг линейны год от года, а свой автомобиль с каждым годом будет требовать всё больше вложений и дешеветь, уменьшая такой важный показатель, как цена перепродажи.
Цена перепродажи . Лотерейный пункт. На тему потери стоимости б/у автомобилей в интернете статей великое множество. Не вдаваясь в их подробности, заложить потерю 30% на наш трёхлетний Солярик не будет большим преступлением. То есть спустя три года владения и продажи имеем шанс вернуть 779,900 * 70% = 545,930 рублей.
Подведём итог трёхлетнему владению нашего Hyundai Solaris 1.4 AT:
(779,900 + 20,000) + 3 * (43,605 + 35,000) + (8,810 + 13,437 + 8,810) – 545,930 = 520,842 рубля .
Перед тем как перейти непосредственно к сравнению с каршерингом, важно отметить, что в приведенном расчёте намеренно не упоминалась всякая «мелочь» вроде транспортного налога, трат на мойку и омывайку, аптечку с огнетушителем, а также ежемесячная плата за гараж или стоянку (для некоторых владельцев авто это важно). Что ещё гораздо более важно, не учитывались траты на платную парковку (хотя кто-то, например, ей и не пользуется). И что совершенно более совсем-совсем важно – не учитывался кредит, то есть машина «покупалась» без привлечения кредитных средств.
Траты за 3 года эксплуатации
Каршеринг: 175,000 * 3 = 525,000 р.
Hyundai Solaris: 520,842 р.
И что же, праздновать победу «частной собственности» над «социализмом» с минимальным перевесом? Рановато.
Вспомним про все поблажки, которые мы сделали себе при «покупке» машины. Даже одна только «мелочёвка» вроде омываеек и моек в разрезе трёх лет увеличит стоимость владения своим авто на несколько десятков тысяч рублей. Но при этом в своём авто имеется целый ряд преимуществ, которые рублём измерить сложно. Тогда, может, ничья? Не в этот раз!
В нашем сравнении мы сопоставляли каршеринг с вариантом покупки машины без использования кредита. Значит, у человека, выбирающего между «каршерингом» и «кароунингом», деньги есть, а деньги можно вложить. Банальный вариант: 800,000 руб (Solaris) кладём в банк под 6,0% годовых – это 144,000 рублей за 3 года. Если тратить эти проценты на каршеринг, за 3 года затраты на него сократятся до 525,000 — 144,000 = 381,000 рублей.
Сравните 381,000 рублей и 520,842 рубля, выгода каршервода почти 140,000 рублей!
А если взять вариант с кредитом, то и здесь каршеринг сотворит чудо – он позволит от него отказаться, не отказываясь от «владения» автомобилем, пусть это и будет «квазивладение». Но финансово потребитель опять же выиграет.
Дополнительные преимущества каршеринга
Нельзя не упомянуть технологию cash-back. Что это такое, читателю рассказывать, надеюсь, не требуется. Кэшбэк измеряют в процентах, возвращаемых от месячных трат по банковской карте. Одна из его особенностей – установленный банком предел возвращаемой суммы, как правило, это несколько тысяч рублей в месяц. То есть, купив однажды машину в автосалоне за 800,000 руб, можно получить максимальный кэшбек единожды. Ежемесячно тратя на каршеринг по 15,000-17,000 р., можно всякий раз снижать свои затраты, и это, конечно, выгоднее. Из базовых программ на сегодняшний день легко найти вариант под 3% скидку.
Всем каршероводам рекомендую обратить внимание на карты Тинькофф Банк , они будто созданы для каршеринга! Всё из-за категорий повышенного кэшбэка и акций, проводимых банком совместно с операторами. Буду признателен, если для оформления карт воспользуетесь моей ссылкой . С учётом различных акций процент может быть гораздо выше: и 5%, и 7%, и 9%, максимально я видел 14%. Кстати, 10% скидка на бензин в расчёте трат на владение машиной – это как раз и был кэшбэк.
Для оценки выгодности можно взять среднегодовый кэшбэк 5%, в нашем расчете это снизит затраты на каршеринг до – 525,000 * 0,95 = 498,750 руб. Почти 30,000 р. экономии – приятно, прямо скажем.
Не стоит забывать и про льготы каршеров для постоянных и лояльных клиентов. Например, у Car5 персональная скидка может доходить до 10%, а Lifcar известен очень выгодными акциями по заправке и покупке минут пакетами — всё это играет каршерводу на руку.
Заключение
При двух не самых жёстких условиях — отсутствии «бордовых» пробок на маршрутах и готовности ездить на «простых» машинах — выбор в пользу каршеринга по сравнению с покупкой собственного авто уже сейчас выглядит более выгодным и разумным решением. И то ли ещё будет!