Характеристики аккумулятора обычно даются при температуре 25 °С. В случае значительных ее отклонениях они сильно меняются. Тем не менее, обычный свинцовый аккумулятор (СА), успешно работает при самых крайних положительных или отрицательных температурах, правда, порой для этого нужно задействовать дополнительные меры. Так что же сильнее влияет на АКБ – холод или жара?
Аккумулятор и погода
Работа СА основана на принципе двойной сульфатации – при разряде аккумулятора активное вещество на пластинах при взаимодействии с электролитом преобразуется в сульфат свинца, при заряде происходит обратный процесс. И как при всякой химической реакции, результат во многом зависит от окружающей температуры.
О влиянии холода на АКБ
Здесь не надо много рассуждать, достаточно просто посмотреть и оценить приведенный ниже график.
Но это далеко не все последствия влияния пониженной температуры. Она приводит к загустению масла в ДВС, вследствие чего для прокрутки коленвала потребуется большее усилие, следствием чего станет росту тока, потребляемого стартером. А при отрицательных температурах это будет эквивалентно дополнительному снижению емкости батареи, как показано на графике ниже, и величины отдаваемого ею тока.
В итоге при значительном морозе (ниже минус 15°С) происходит двойное снижение емкости батареи:
- из-за воздействия непосредственного холода на АКБ;
- из-за потребления стартером большего тока вследствие загустения масла в ДВС.
А если при этом батарея не была полностью заряжена, то нет ничего удивительного, что машина не заводится.
О влиянии жары на АКБ
Однако приход лета вовсе не означает беззаботной жизни для автолюбителя. В этом времени года АКБ преподносит новые проблемы из-за повышенной температуры. Если зимние неприятности аккумулятора, вызванные в первую очередь снижением скорости протекания химических реакций, мы уже рассмотрели, то пора коснуться проблем, обусловленных увеличением скорости происходящих в АКБ процессов. Из них стоит отметить следующие:
- Ускоренный саморазряд
- Повышенная сульфатация
- Испарение электролита
Ускоренный саморазряд
Что означает этот термин, понятно интуитивно. При повышенной температуре батарея начинает быстрее терять заряд, и в итоге, через некоторое время, как показано на графике ниже, окажется полностью разряжена. Так что следует иметь в виду, что при температуре выше +30°С АКБ требует повышенного внимания к своему техническому состоянию. Особенно, если вы на длительное время (например при отъезде в отпуск), оставляете автомобиль на стоянке.
Повышенная сульфатация
Увеличение скорости протекания химических процессов в батарее из-за повышения окружающей температуры приводит к росту сульфатации на поверхности пластин. Образующийся из-за этого внутри батареи не проводящий тока налет вызывает уменьшение емкости АКБ, и если не принять своевременных мер – ее выход из строя.
Испарение электролита
Из-за высокой температуры испарение воды из состава электролита увеличивается, вследствие чего его уровень уменьшается. Пластины оголяются, что вызывает уменьшение отдаваемого батареей тока, их сульфатацию и ускоренный выход АКБ из строя.
Так что же делать водителю?
Да в общем-то ничего особенного делать не надо. Аккумулятор способен выдержать серьезные воздействия, вызванные как внешними условиями, так и ошибками эксплуатации. Поэтому достаточно своевременно проводить обычные работы по обслуживанию АКБ и руководствоваться правилами ее использования, частично изложенными ниже:
- Не оставлять на длительное время разряженный аккумулятор. В идеальном случае, если уж пришлось разрядить АКБ, сразу же, при появлении первой возможности, поставить его на зарядку, причем лучше всего с использованием внешнего зарядника.
- Избегать, особенно зимой, передвижений в "режиме такси" – на короткие расстояния с частыми остановками. Это приводит к многочисленным пускам двигателя и не позволяет аккумулятору зарядиться.
- Исключить по возможности использование ненужных устройств – обогрева стекла, вентилятора отопителя на высоких скоростях, дальнего света. Тем самым вы сократите потребление энергии от генератора, что обеспечит зарядку АКБ за минимальное время.
- Следить за уровнем электролита и своевременно добавлять дистиллированную воду.
- Не менее одного раза в год, как минимум перед наступлением зимы, проводить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл). Это позволит полностью зарядить аккумулятор и заодно уменьшит его сульфатацию, что также благоприятно скажется на состоянии АКБ.
Заключение
Независимо от времени года уход за аккумулятором не просто необходим, он обязателен. Эксплуатация АКБ при температурах ниже минус 15°С и выше 30°С сопровождается целым рядом отрицательных факторов, влияющих на ее надежность и срок службы. Тем не менее, при соблюдении простых правил использование аккумулятора без особых трудностей возможно круглый год.