Седи нарративных источников XI-XV вв. наиболее важны исторические сочинения - анналы, хроники и истории. В XII-XIII вв. анналы все более начинают вытесняться хрониками, их авторами нередко были светские люди. Хронисты, обладали большим кругозором, чем их предшественники - анналисты. Хроники отличаются большей детальностью описания событий, их авторы не просто регистрировали факты, но и стремились их по-своему интерпретировать. Для хронистики XII-XIV вв. характерны вера в чудеса, божественное провидение и отсутствие критики источника.
Большое количество хроник связано с историей крестовых походов. С XIII века создаются сводные летописи, относящиеся к истории страны в целом. Со второй половины XIII века появляются также исторические и мемуарные произведения. С конца XIV в. в Италии родилась гуманистическая историография, стоявшая на позициях рациональной интерпретации событий с элементами научной критики источника.
Риторика оказала значительное влияние на историографию и на другие жанры литературы. Многие риторические произведения содержат ценную информацию об исторических явлениях и реалиях. Это так называемые экфрасы и энкомии.
Немалую ценность представляет и средневековое эпистолярное наследие, насчитывающее сотни тысяч писем, различных по типу и содержанию: от деловых и дипломатических до литературных, рассчитанных на публикацию и широкое распространение и создаваемых по строго соблюдаемым специальным канонам.
Большая группа источников отражает разные стороны деятельности римско-католической и православной церквей. Это и акты соборов, и папские и патриаршие послания и постановления, и богатейшая богословская и полемическая литература.
В XI-XV вв. церковная проповедь развивалась и совершенствовалась. В ней все шире находили отклики коллизии духовной и политической борьбы в обществе, борьба с ересями и с церковным инакомыслием, отражались социальные конфликты, выражалась позиция церкви по вопросам вероучения и морали. Правила составления и произнесения проповедей все более усложнялись и формализировались. Их разрабатывала специальная дисциплина - гомилетика.
Покаянные книги (пенитенциалии), в отличие от проповедей, предназначались не для оглашения, а для внутреннего использования проповедниками.