Найти тему
Вятский Хутор

Забрались на чердак старого дома и попали будто в музей. Сохранилось много старинных вещей

Здравствуйте, гости и подписчики канала «Вятский Хутор»! В очередной публикации про деревню и её достопримечательности поведаю о содержимом чердака одного из заброшенных домов.

Но обо всём по порядку. Это место, которое мы решили осмотреть, расположено чуть в стороне от нашего хутора, что делает его ещё более загадочным. Кто и для чего построил такое добротное жилище на высоком каменном фундаменте, я не знаю. Спрашивал об этом у местного старожила, однако он не мог дать внятный ответ.

Предметы крестьянского быта повсюду.
Предметы крестьянского быта повсюду.

Сквозь снятую с петель и приставленную к проёму дверь заходим внутрь, во мрак старинных сеней. Здесь тихо, только слышно, как качаются на улице, снаружи высоченные берёзы, покрытые лишайником. Стоят они в ряд, вдоль боковой стены дома. Как я читал, их роль в противопожарной защите. Деревья своими кронами задерживали вылетающие из печной трубы искры.

В сенях особо ничего интересного нет. Несколько половых досок сняты и валяются в стороне, в углу стоят оконные рамы. Тут же дверь в комнату дома, лестница на чердак и ещё одна дверь, ведущая в клети.

Заглянули в это помещение, вероятно служившее прошлым хозяевам чуланом. Из мебели здесь сохранились стол, стул, скамейка и стеллаж, висящий на стене. На столе разбросана разная мелочёвка, типа пуговиц, бусинок, иголок, винтиков, гаечек и просроченных ещё в позапрошлом десятилетии лекарств.

А лежащие на скамейке тряпки прикрывают угол. Так, что здесь? Опилки! Откуда они? Отодвинув этот клубок из затхлых одеял и бушлатов, ответ сам показался на глаза − кто-то зачем-то выпилил бревно в углу. Может быть там был тайник? Теперь уже не узнать, к сожалению.

По крутой лестнице мы поднимаемся на чердак. Как только голова очутилась выше уровня пола, в поле зрения попало множество артефактов из прошлого. Не из 70-90-х годов прошлого века, а ещё из другой России, из той, что была царской.

Прялки также ещё очень красивы.
Прялки также ещё очень красивы.

Самые крупные и, наверное, самые интересные экспонаты этого свежевыявленного музея − самопрялки. Эти полностью выполненные из дерева инструменты для превращения шерсти в нить, имеют разную степень сохранности. Какие-то, вроде, уцелели полностью. У других же отсутствуют то ножка, то другая часть. Кроме них по чердаку разбросаны и детали от ткацкого станка.

Предметы старины просто так валяются и гниют.
Предметы старины просто так валяются и гниют.

Когда глаза привыкли к полумраку и находиться в темноте стало намного комфортнее, под ногами мы заметили ещё такие предметы крестьянского быта, как садник, металлическая часть ухвата − рогач, несколько рубелей, а также классические прялки. Где-то в углу, выглядывая из-под посеревших от пыли тряпок, выглядывала довоенная тарелка с клеймом.

Тарелка с клеймом фабрики им. Калинина.
Тарелка с клеймом фабрики им. Калинина.

Очень интересно было рассматривать всё это великолепие старинных, но уже никому не нужных предметов с богатой историей. Наверняка когда появилась эмалированная посуда и когда открылся магазин, печные принадлежности, а именно деревянная лопата или как её раньше называли − садник вместе с ухватом забросились в дальний угол, на чердак. С появлением утюгов сюда же попал рубель. А как промышленность начала давать разнообразную одежду, из-за ненадобности на пыльный и тёмный чердак отправились прялки.

Тусклый свет попадает на чердак через щели.
Тусклый свет попадает на чердак через щели.

Прогресс не стоит на месте. Как бы грустно ни было наблюдать такие предметы в заброшенном доме, это неизбежно. Прогресс делает своё дело, уничтожая старое, приносит в нашу жизнь новый быт.