Найти тему
Университет «Синергия»

Как начать сочинение по литературе на ЕГЭ?

Оглавление

В экзамене по литературе сочинение – важнейшая составляющая, и это справедливо. Написать его не так уж сложно – если в принципе знаешь предмет и умеешь правильно подойти к выбору темы и конструированию самого сочинения.

Проблема выбора

Экзамен предусматривает предоставление выпускнику 4 тем сочинения на выбор. Перечень программных авторов и произведений составляется заранее, и ученик имеет возможность ознакомиться с ними – в Интернете, с помощью пособий для подготовки или учителя. Тема предполагает либо анализ определенного аспекта в творчестве отдельного автора, либо какой-то стороны одного произведения («Женские образы в «Войне и мире», «Источники конфликта поколений в «Отцах и детях» и т.п.). В перечне обязательно будут представлены произведения разных жанров и периодов.

Однако почти всегда среди тем встречается и так называемая «свободная», подразумевающая самостоятельный выбор экзаменующимся подходящих к случаю произведений: «Образ времени на примере произведения ХХ века». И вот ее-то опытные преподаватели советуют избегать, разве что она не деле не такая уж свободная (то есть к ней имеется всем известное эталонное произведение). Причина – в критериях оценивания сочинения, о которых будет сказано ниже.

Как же выбирать тему? Да по своим знаниям! Если выпускник действительно готовился к экзамену, среди четырех вариантов обязательно окажется хоть один, с которым он прилично знаком. Если их несколько – стоит выбрать либо наиболее близкий по духу, либо тот, материал по которому повторялся последним.

-2

Проблема критериев оценивания

Но просто хорошо знать выбранную тему недостаточно – нужно еще и изложить ее таким образом, чтобы дать проверяющим формальные основания начислить высшие баллы. Начислять же их будут по строго установленным критериям. Таких критериев пять.

  1. Соответствие написанного теме и полнота ее раскрытия (3 балла). Если по этому критерию выставляется 0 – это будет оценка за все сочинение. Именно поэтому опасна свободная тема – там куда выше риск неправильного понимания или расхождения во мнениях с проверяющим (и дело не в том, что он враг свободы слова – просто он может понимать тему иначе, а опыт аргументирования у него куда больше).
  2. Аргументация на основе предложенного в теме произведения (3 балла). Тут стоит помнить, что выражение личного отношения к теме обязательно, но не стоит злоупотреблять оригинальностью (см. предыдущий пункт). Экзамен проверяет усвоение программы, а для самовыражения существуют другие площадки.
  3. Опора при изложении на теоретические литературные понятия (2 балла). В тексте должно быть минимум 5 литературоведческих терминов, уместно употребленных.
  4. Логичность и целостность изложения (3 балла).
  5. Степень соблюдения речевых норм (3 балла).

Понятно, что даже при наличии некоторых недостатков сочинение может принести автору некоторое количество баллов. Но главное – нельзя допустить нулевой оценки по пункту «тема не раскрыта».

Также следует помнить о размерах сочинения. Для него установлен минимум – 150 слов. Но оптимумом считается размер 200-250 слов. Это скорее мало, чем много (например, в этой статье 980 слов). Поэтому необходимо не только изложить в сочинении все необходимое для раскрытия темы, но и сделать это кратко.

Структура экзаменационного сочинения

Чтобы сочинение с большей вероятностью «понравилось» критериям оценивания, его следует строить по определенной схеме. Она на деле не слишком ограничивает полет фантазии, а только направляет его.

  1. Вступление предназначено для формулирования вопросов, ответы на которые нужны для раскрытия темы. Также здесь можно сказать пару слов об авторе произведения и обстоятельствах его создания и сослаться на актуальность проблемы в наши дни.
  2. Основная часть – она и есть основная. В ней раскрывается тема, приводятся все аргументы и делаются промежуточные выводы. То есть основная часть состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой сочинение в миниатюре и имеет ту же структуру.
  3. Общие выводы указываются в конце сочинения. Они сводят воедино все выводы промежуточные. Также в этой части можно указать и на собственное отношение к проблеме (но можно сделать это и в основной части).

Понятно, что эта структура обща и условна, и разбивка на части в сочинении размыта. Однако без ее соблюдения вряд ли удастся получить максимальный балл за «логичность и целостность».

-4

Некоторые хитрости написания сочинения

Кроме всего сказанного, следует помнить также о некоторых рабочих приемах, способных помочь написать качественное сочинение. Они проверены годами, и работают.

  1. Для начала – на написание сочинения лучше оставить не менее часа экзаменационного времени (чтобы не спешить). В конце концов, если все возможное получится сделать быстрее – можно просто завершить работу раньше.
  2. Первым шагом в написании сочинения обычно предлагают сделать составление плана. И совет неплох. Однако есть категория учеников, которые лучше работают «по вдохновению». Составление планов им дается плохо, а все нужное оказывается в их текстах и без него. Но такие ученики обычно и не читают рекомендаций по написанию сочинений, ибо для них это легкая работа.
  3. А вот написать все сочинение полностью на черновике следует всем – даже записным отличникам и победителям олимпиад. Никто не застрахован от случайных ошибок по невнимательности или из-за усталости, а вычитка черновика перед перебеливанием поможет выявить их и исправить. И конечно, черновик поможет тем, кто не уверен в своей способности сходу изложить тему правильно и в логичной последовательности.
  4. Следует очень внимательно отнестись к приведению точных цитат. Они должны быть именно что точными – без малейшего отклонения. Ошибиться здесь очень легко. Поэтому во многих случаях уместно переводить цитату в косвенную речь: «Фамусов ставит в заслугу своему родственнику службу при Екатерине».
  5. Совет, которым часто пренебрегают – писать надо разборчиво! Не у всех хороший почерк, но сделать его хоть на время читабельным способны все. Если проверяющий увидит текст, похожий на его кардиограмму после завершения эпопеи с экзаменами – он вряд ли отыщет в нем много смысловых достоинств.
-5

📍 Готовим к экзамену за 3 месяца! Запишись здесь и получи скидку!

И еще одна хитрость. Грамматические ошибки никак не добавляют сочинению привлекательности. Опыт показывает, что наиболее часто они делаются при расстановке знаков препинания. Поэтому лучше писать недлинными предложениями, в идеале – простыми!

И самое главное. Ошибкой будет полагать, что можно научиться писать сочинения за последние полгода или даже месяц перед экзаменом! Это невозможно – на оттачивание навыков потребуется не один год. Но, конечно, не обязательно любить этот вид деятельности. Экзаменационное сочинение может быть признано удачным и высоко оценено даже в том случае, если написано «без огонька», просто логически или технически правильно. Мало того – бывает и так, что оригинальные, с четкой собственной позицией и необычным языком работы оцениваются хуже, чем средние. Все дело в критериях оценивания – некоторые вещи ими просто игнорируются.

-6