1697 год. Россия отчаянно нуждается в морском флоте. Но строить корабли во всей стране никто не умеет. Петр 1 принимает решение послать в Голландию делегацию для обучения кораблестроительному делу.
Во главе делегации были Франц Лефорт, Федор Головин. Поехало с ними еще человек 50. Но царь был слишком деятельной натурой, он всю жизнь чему-то учился. Ему самому нужно было все посмотреть, потрогать, сделать. Он также отправился за границу в составе делегации, но только инкогнито в качестве урядника Преображенского полка Петра Михайлова.
Почему именно в Голландию поехал Петр? Да потому что в то время эта страна была крупнейшей морской державой. Около 80 процентов кораблей, бороздивших моря Европы были голландские корабли.
Купцы из Голландии бойко торговали с Россией. Иноземные ремесленники работали в Москве и на воронежских верфях. Учиться морскому делу царь также начал у голландцев.
На постой "урядник Михайлов" остановился не в шикарной гостинице, а у кузнеца Геррита Киста. Жил он там в каморке, а спал полусидя в шкафу. В Голландии считалось, что лежа спать вредно, так как к голове притекает кровь.
Домик в Заандаме, где жил царь, сохранился до сих пор в качестве музея.
Время даром Петр не терял. Чтобы с нуля освоить плотницкую науку, он начал работать на верфях Линста Рогге в Заандаме. Царю все интересно. Он знакомится с простой жизнью людей, осматривает фабрики, мельницы, мастерские. Все здесь по-другому, не так как в России, а лучше, с умом сделано.
Но скоро тайная миссия царя перестала быть таковой. Народ прознал, что на верфях трудится русский царь. Всем захотелось посмотреть на него. Петра это стало раздражать, мешать его планам. Поэтому Заандам он покинул на небольшом парусном судне, за три часа доплыв до Амстердама.
Чтобы излишнее внимание зевак не мешало его планам, Петр устроился на верфи Ост-Индской компании плотником к лучшему корабельному мастеру Герриту Клаасу Поолю. Здесь Петр и построил свое первое судно, фрегат "Петр и Павел". Корабль был сделан за три месяца.
Корабли в то время целиком строились из дерева. И владеть мастерством плотника было необходимо. Петр учился не в одиночку. От своих приближенных и соратников он также требовал труда и отдачи. Около десятка его соратников махали топором целый день, а потом стонали и жаловались на боль в спине и руках. Только царский денщик Алексашка Меншиков не жаловался.
В Амстердаме деятельный царь знакомится с местными устоями, посещает музеи, лаборатории, фабрики. Он нанимает специалистов, знакомится с инженерами, учеными, не обходит стороной и художников, интересуется анатомией. И даже учится вырывать зубы. Царь, как ребенок, кидается на все новое с большим энтузиазмом.
В анатомическом музее Лейдена Петр даже участвовал во вскрытии трупов. Это произвело на него такое сильное впечатление, что по прибытии в Петербург он создал Кунсткамеру - кабинет редкостей и природных ценностей.
Петр получил аттестат об обучении, но был недоволен. Он хотел изучить науку кораблестроения досконально и скрупулезно: геометрию кораблей, пропорции, чертежи.
У голландцев же отсутствовала теория кораблестроения. Многолетняя практика и сноровка была их лучшим учителем. Но Петра это не устраивало, он хотел все делать по науке. Он был опечален, что проделал такой путь, а цели не достиг. Поэтому деятельный монарх отправился в Англию, углублять знания к педантичным корабелам туманного Альбиона.
Через 4 месяца Петр 1 освоил науку кораблестроения, ради которой покинул Россию. В Голландии монарх получил практические знания, а в Англии теоретические.
Буду рада вашим лайкам.