Пандемия COVID-19 ввергла мировую экономику в самую глубокую рецессию со времен Второй мировой войны. Несмотря на активные меры поддержки экономики, в 2020 году прогнозируется падение глобального ВВП на 5,2% с последующим восстановлением в размере 4,2% в 2021 году.
Пандемия нанесла серьезный удар по источникам средств к существованию: согласно оценкам, сокращение рабочего времени только во втором квартале 2020 года эквивалентно потере почти 500 млн рабочих мест с полным рабочим днем. Из-за пандемии к началу 2021 года от 110 до 150 млн человек могут оказаться в нищете. Вторая волна COVID-19 значительно ухудшает перспективы восстановления мировой экономики, поскольку страны вынуждены повторно ужесточать меры социального дистанцирования, однако сообщения о том, что клинические испытания нескольких вакцин от коронавируса показали их высокую эффективность, способствовали повышению уровня доверия.
В четвертом квартале произошло резкое увеличение количества случаев COVID-19 в еврозоне, крупнейшем торговом партнере России, и это поставило под угрозу зарождающийся процесс восстановления экономики поскольку в ряде стран правительства сохраняют, повторно вводят или ужесточают меры, направленные на борьбу с пандемией.
Во втором и третьем кварталах ВВП России сократился на 8 и 3,4 процента соответственно; сохранение отрицательной динамики ожидается в четвертом квартале в связи с второй волной пандемии.
Вместе с тем, влияние кризиса удалось ограничить благодаря контрциклической бюджетной политике, смягчению кредитно-денежной политики, наличию значительного объёма макрофискальных резервов, накопленных до кризиса, и введению мер социальной поддержки для нейтрализации воздействия кризиса на бедность.
Меры социальной политики, принятые в начале года – такие как повышение максимального размера пособия по безработице и целый ряд семейных пособий и пенсий, - смягчают сильное негативное воздействие кризиса на занятость и располагаемые доходы населения. Вместе с тем, кризис привел к росту безработицы во всех регионах, однако потеря рабочих мест в основном отмечалась в трех видах экономической деятельности (обрабатывающая промышленность, строительство, а также розничная торговля и индустрия гостеприимства).
С учетом относительно небольшого объема государственного долга страны, значительных макрофискальных резервов и ожидаемого устойчивого отрицательного разрыва выпуска, у России есть определенное бюджетное пространство для более постепенной консолидации. Кризис по-разному повлиял на экономические показатели регионов в зависимости от интенсивности пандемии в том или ином регионе, ситуации до начала пандемии и направления экономической деятельности. При текущих темпах бюджетной консолидации объем межбюджетных трансфертов, запланированный на 2022 год, сократится на 10% в реальном выражении по сравнению со средним докризисным уровнем 2017-2019 годов.
Благодаря более умеренным темпам консолидации появится возможность продолжить увеличение расходов на меры социальной поддержки и сохранить объёмы поддержки регионов в реальном выражении до прекращения кризиса.