Найти в Дзене
Неуёмный старпёр

Ницинский завод - первое промышленное предприятие России

Одним из исторических мифов, усердно «раскручиваемых» на Западе и с восторгом воспринимаемых их отечественными подпевалами, являются байки про «дикость» и «техническую отсталость» Руси в сравнении с «цивилизованной» и «технически передовой» Европой. Ещё в XVI веке в Европе выходило множество брошюр пропагандистского характера, рассчитанных на некритичного европейского обывателя, где данная тема всячески развивалась и доказывалась на вымышленных примерах. К примеру, в них говорилось, что русский царь — пьяница и развратник, а все его подданные — такие же дикие уроды. Но в наставлениях послам указывалось, что царь трезвенник, неприятно умён, пьяных не выносит категорически, и даже запретил распитие алкоголя в Москве. Примерно так же дело обстоит и с технической стороной дела.

Передовая промышленная держава

О том, насколько «отсталой» была Россия в сравнении с Европой, говорит хотя бы изготовленная русскими мастерами в 1586 году Царь-пушка, остававшаяся до середины XIX века артиллерийским орудием самого большого в мире калибра. И после английской мортиры Маллета превзойти Царь-пушку ещё раз смогли американцы лишь в 1944 году, построив экспериментальное орудие «Маленький Давид».

Царь-пушка, калибр которой смогли превзойти только в 1850 и 1944 годах
Царь-пушка, калибр которой смогли превзойти только в 1850 и 1944 годах

Конечно, кто-нибудь скажет, что Царь-пушка – лишь единичный образец. К тому же, так ни разу и не использовавшийся в боевой обстановке. Да только… в том же Московском Кремле хранится литая чугунная пушка, произведённая русскими оружейниками в 1600 году. Это на 200 лет раньше, чем первые подобные изделия «технически передовых» Англии и Франции. Была ли та пушка изготовлена мастерами, переселёнными Иваном Грозным из Дедославля в Тулу, точно неизвестно. Но оружейное производство, включая пушечное, существовало в селе Дедилово (раннее название Дедославля) за несколько веков до того.

Сама Тула, став городом оружейников, быстро заткнула за пояс хвалёных европейцев. Как пишет «Энциклопедия вооружений», «в XIX-XX веках в России и за границей сложилось мнение, что допетровская артиллерия была технически отсталой. Но вот факты: в 1646 году Тульско-Каменские заводы поставили Голландии более 600 орудий, а в 1647 году 360 орудий калибра 4, 6 и 8 фунтов. В 1675 году Тульско-Каменские заводы отгрузили за границу 116 чугунных пушек, 43892 ядра, 2934 гранаты, 2356 мушкетных стволов, 2700 шпаг и 9687 пудов железа». Вот такая «отсталость», что передовая Голландия закупала сотни пушек, тысячи мушкетных стволов и шпаг в год!

Наиболее «продвинутые» воскликнут: «Ага! А ведь тульские заводы основали иностранцы, а вовсе не дикие русские!». И будут правы: да, голландцы Андрей и Абрахам Виниусы действительно в 1632 году заложили Тульско-Городищенские заводы, считающиеся первыми российскими промышленными предприятиями чёрной металлургии. Да только неправда это!

Основатель Тульских заводов Андрей Виниус
Основатель Тульских заводов Андрей Виниус

Дедушка русских заводов

Если вернуться к «Энциклопедии вооружений», то в ней можно прочесть: «Интересно, что производителями артиллерийских орудий в XVI-XVII веках были не только государевы пушкарские дворы, но и монастыри. К примеру, довольно крупное производство пушек велось в Соловецком монастыре и в Кириллово-Белозерском монастыре». Конечно, это были не заводы, а всего лишь монастырские мастерские. Да только корни российской чёрной металлургической промышленности всё-таки ведут не в Тулу, а на Урал.

И тут в спор вступят другие знатоки, рассказав про Невьянский завод Демидовых. Кстати, не построенный Демидовыми, а переданный им из государственной собственности в 1701 году. Но даже если учесть, что до «приватизации» завод в Невьянске был основан лишь в 1696 году, то это никак не тянет на первенство. Хотя в этой истории без Невьянска всё-таки не обошлось.

В 1622 году житель Туринского острога Пантелейко Тентюков на берегу реки Ница, притока реки Тура, нашёл железную руду, а «гулящий человек» Тимофей Дурницын и кузнец Невьянского острога Богдан Колмогор испытали оную. Её образцы «для верности» были направлены на испытание в Москву, и оттуда поступил приказ о возведении при месторождении железоделательного завода. Строительством руководил присланный из Тобольска боярский сын Иван Шульгин, возведя к 1629 году первую на Урале доменную печь. Из первых 63 пудов чистого железа, полученных в 1629-1630 годах на Ницинском заводе, изготовили 20 пищалей, 2 якоря, гвозди. Это была первая продукция первого из уральских металлургических предприятий. И не только уральских, поскольку до царского указа, разрешавшего Виниусу постройку первого завода, оставалось ещё два года.

Памятный знак на месте первого в России промышленного предприятия - Ницинского железоделательного завода
Памятный знак на месте первого в России промышленного предприятия - Ницинского железоделательного завода

Пустое место

С 1632 года к работе Ницинского завода стали привлекаться крестьяне окрестных слобод – Невьянской, Тагильской, Ницинской и Ирбитской. Они занимались добычей руды и жжением древесного угля, необходимого для работы двух печей и двух передельных горнов. Обязательные для сдачи в казну 400-500 пудов готового железа отправлялись в Тобольск, а всё, что вырабатывалось сверх этого, продавалось. Причём, с очень хорошей прибылью, поскольку себестоимость пуда железа на Ницинском заводе составляла 25,5 копеек при рыночной цене в Тобольске – более 1 рубля.

В 1637 году произошёл пожар, и завод сгорел, но был восстановлен. Точное же время прекращения его деятельности неизвестно, но в Далматовом монастыре (ныне город Далматов Курганской области) сохранился колокол, отлитый на Ницинском заводе в 1689 г. По некоторым данным работники первого российского промышленного металлургического предприятия перебрались на Далматовский монастырский завод, основанный в 1682 году. Это и строительство Невьянского завода и послужило поводом для закрытия завода на берегу реки Ница. Рудник был затоплен водой и превратился в озеро, остатки строений самого завода ещё упоминаются в документах 1740-х годов. Но археологические раскопки, производившиеся в 1971 и 1991 гг. в селе Рудное Ирбитского района Свердловской области, находящегося на месте бывшего Ницинского завода, уже не выявили явных следов производственных сооружений. Только культурный слой толщиной до 1 метра, сильно насыщенный остатками металлургического производства: шлаками, древесным углём, обломками криц, глиняных сопел да в нём – прокованная железная крица полуовальной формы, пищальное ядро и обломок сковороды.

Дорожный указатель на родину российской промышленности
Дорожный указатель на родину российской промышленности

***

Да, самое первое российское промышленное предприятие, которым стал Ницинский железоделательный завод в нынешней Свердловской области, по сей день не сохранилось. Но документы говорят о том, что российская металлургическая промышленность, именно промышленность, во многом опережавшая «передовую» европейскую, начиналась на Урале. И без какого-либо участия «цивилизованных европейцев». Это нужно помнить, этим следует гордиться, а не повторять принесённые извне байки про «отсталую» Россию и «диких» русских.