В 1841 году учитель гимназии из Познани Юлий Август Шёнборн путешествовал по Малой Азии в поисках древних руин и документировал свои открытия. 20 декабря около турецкой деревни Гёльбаши он обнаружил остатки античного поселения. Лучше всего сохранились множество древних каменных саркофагов и небольшая постройка, украшенную рельефами.
По возвращении в Европу Шёнборн, как положено, сделал сообщение о находке древнего кладбища. Но оно не заинтересовало науку, осталось малоизвестным, а после смерти Шёнборна и вовсе забылось.
Постройка представляла собой здание без крыши неправильной четырехугольной формы с высотой стен более 6 м. Внутри него находился саркофаг.
Но особое внимание обращали на себя рельефные фризы, украшавшие верхнюю часть стен. Как выяснилось при более тщательном изучении много позднее, на них были изображены сцены из знаменитых греческих мифов: амазономахии, похода «Семеро против Фив», «Одиссеи», битвы лапифов с кентаврами и т.п.
Предположительно, это сооружение было древним герооном - гробницей местного героя. Конечно, отношения к древнегреческим мифам "владелец" саркофага не имел, но те, кто его похоронил, хотели через рельефы на месте его упокоения связать память своего родственника с более эпичными героями.
Впрочем, это было неинтересно даже аборигенам, не то, что просвещенным европейцам...
Но в 1870-х годах великий открыватель древностей Генрих Шлиман нашел в Малой Азии Трою, а в Греции - Микены. "Илиада" Гомера стала как никогда реальной, и в Османскую империю потянулись европейские археологи.
Вторичное открытие ликийского города Трисы состоялось 17 апреля 1881 года
Это сделал профессор института классической археологии университета Вены Отто Бенндорф в составе первой экспедиции, которую министерство культуры и образования Австро-Венгрии отправило к османам. Открытие показалось европейцам перспективным, и австрийское правительство договорилось с османским о передаче одной трети находок за работу по раскопкам Трисы. Турки против не были - австрияки проводили раскопки по всем тогдашним правилам, документировали находки и ничего не крали. Поэтому в апреле 1882 года из Вены в Турцию была отправлена вторая экспедиция, одной из задач которой была подготовка рельефов героона к вывозу в Австрию.
Но задача оказалась не из простых. Только для того, чтобы добраться от древней Трисы до моря деревянным, обитым железом ящикам предстояло проехать 22 км по горным дорогам, спускающимся в долину высохшей реки Демре. К сентябрю 1882 года этот путь проделали 79 ящиков с плитами южной и западной стен, составлявшими в совокупности более 30 метров фриза.
Затем австрийская дипломатия включилась на полную мощь, отстаивая в течение последующей недели «политику неразделения художественного произведения» на части. Усилия дипломатов увенчались успехом – османы дали согласие на вывоз 168 ящиков, содержащих в себе все до единой плиты фриза. На месте оставались лишь ворота и два саркофага. Однако с турецкой стороны было выдвинуто условие – третья экспедиция по вывозу рельефов состоится только после транспортировки за счет австрийской стороны одного из саркофагов в Стамбул.
Работы по перевозке саркофага оказались намного труднее вывоза рельефов – его колоссальные блоки были слишком тяжелы и велики. Кроме того, во время подготовки к транспортировке при падении сильно пострадали двери ворот. Предприятие усугубляли и плохие погодные условия, а, главное, обводнявшаяся осенью Демре – все работы по переноске ящиков велись турецкими рабочими по грудь в воде.
Все мероприятие по вывозу саркофага, погрузки на судно и доставки его морем в Стамбул заняло полтора года. Лишь в конце апреля 1884 года австрийцы смогли вывезти оставшиеся плиты с героона Трисы в Вену. Саркофаг (так называемый саркофаг с дельфином) же сейчас находится в запасниках археологического музея Стамбула.
К сожалению, более сотни лет хранения рельефов героона из Трисы в музее истории искусств Вены не сделали их доступными широкой публике – до реконструкции музея они не выставлялись в его залах. Да и теперь в 5-м кабинете коллекции классических древностей экспонируется лишь несколько плит.
К слову, с начала 90-х годов прошлого века Турция ведет разговор о возвращении рельефов героона из Трисы. И хоть это и не такая острая тема, как мраморы Элгина, да и прав у австрияк гораздо больше, но, тем не менее, вопрос такой со стороны Турции стоит до сих пор.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.