Найти в Дзене
Татьяна Каратеева

Метрические книги: XIX век

Оглавление

Я продолжаю рассказ о поисках своих предков, начатый в предыдущей заметке. В прошлый раз я упоминала о старых могилах на деревенском кладбище в деревне Растовцы. А теперь хочу рассказать о метрических записях растовецкой Казанской церкви.

Каменная церковь, построенная в Растовцах в конце XVIII века – взамен деревянной, была основательно разрушена, когда я приехала посмотреть на кладбище лет десять назад. Сейчас, заглянув в интернет, я к изумлению своему обнаружила фотографии недавно восстановленной этой самой церкви. А тогда, конечно, надежд особых не было: что могло сохраниться от разрушенной церкви, какие книги?

Но оказалось, они сохранились. Не все и немного, но… Пока церковь действовала и записи в ней велись, деревни Растовецкого стана относились к Тульской губернии. И ехать бы мне, видимо, в тульский архив, но в XX веке территориальное деление было изменено, теперь это Московская область – и метрики чудесным образом нашлись в Москве.

В Центральном государственном архиве Москвы (ЦГАМ, раньше ЦИАМ) мне удалось найти четыре метрические книги растовецкой Казанской церкви. Первая составлена из одних только записей о рождении за довольно продолжительный период: с 1848 по 1865 год. Еще три относятся уже к десятым годам XX века: здесь полные записи (о рождении, бракосочетании и смерти) за 1914, 1915 и 1916 годы. Книга за 1914 год, увы, не выдается по причине ветхости… и это не редкость. Две последние можно посмотреть, их сохранность довольно хорошая, а записи сделаны очень четко.

Год рождения моего прапрадеда (того, о ком часто рассказывала моя бабушка) известен – 1868-й. Его жена, моя прапрабабушка Ольга родилась в 1876-м. Их дочь, моя прабабушка Клавдия – в 1906-м. То есть никто из них не попадает в сохранившиеся записи, и это, конечно, жаль, потому что мне хотелось бы узнать точные даты рождения Ольги и Петра. Вероятно, не попадают туда и родители прапрадеда: можно предположить, что родились они до 1848 года, а записей о венчании за этот период не сохранилось.

Но кое-что все-таки нашлось.

Казанская церковь была приходской для нескольких соседних деревень. В сохранившихся метрических книгах помимо Растовца (так в XIX веке назывались нынешние Растовцы) упомянуты Острога (деревня моих предков), Большое Ильинское, Романовка Рожновка тож и Срезнево.

Дальше – о том, что можно найти, заказав в архиве церковную книгу метрических записей.

1848-1865 годы

В книге за 1848-1865 годы встречается несколько упоминаний Романовых. Вопрос только в том, могло ли это прозвище считаться семейной фамилией в то время. В записях XIX века Егор Петров, как правило, говорит о том, что отца Егора звали Петром.

Итак, кто упоминается в растовецких метриках середины XIX века?

В августе 1848 года у крестьянина сельца Острога Бориса Романова и его жены Акилины Ивановой родился сын Агафоник. (Вот пример неясности. В метрической книге не принято было записывать прозвание или фамилию, которые получал младенец при рождении. Поэтому мы не знаем, как был назван новорожденный Агафоник: Романовым или Борисовым.)

В феврале 1849 года у крестьянина сельца Срезнево Никиты Романова и его жены Ксении Андреевой родился сын Федор.

В октябре того же года у крестьянина сельца Острога Петра Романова и его жены Ксении Кодрасовой родился сын Яков.

В июле 1850 года у крестьянина сельца Срезнево Никиты Романова и его жены Ксении Андреевой родился еще один сын – Роман (опять же мы видим, что в деревне вполне могли назвать этим именем, а значит Романов может быть отчеством).

В январе 1852 года у крестьянина сельца Срезнево Григория Романова и его жены Агриппины Алексеевой родилась дочь Татьяна.

В апреле того же года у крестьянина того же Срезнева, уже известного нам Никиты Романова и его жены Ксении Андреевой родился сын Симеон, а в сентябре у Бориса Романова и Акилины Ивановой из Острогов родилась двойня: Иван и Анна.

В апреле 1855 года у Григория Романова и Аграфены Алексеевой из Срезнева родилась дочь Ирина. А первого мая, в один и того же день, две хорошо знакомые нам пары приехали в Казанскую церковь крестить своих новорожденных. У Бориса Романова и Акилины Ивановой из Острогов родился сын Афанасий; у Никиты Романова и Ксении Андреевой из Срезнева – дочь Пелагея.

В марте 1860 года у крестьянина сельца Срезнево Антония Романова и его жены Мавры Тихоновой родился сын Алексей.

В марте 1863 года у Григория Романова и Аграфены Алексеевой из Срезнева родился сын Гавриил.

Очень любопытна запись за февраль 1864 года. Здесь упоминается уже известная нам по одной из прежних записей пара из Срезнева: крестьянин Антоний Романов и его жена Мавра. Посмотрим немного выше: в марте 1860 года у них родился сын Алексей. Но тогда Мавра имела прозвание Тихонова (скорее всего отчество – по имени своего отца). Теперь же, четыре года спустя, она названа Маврой Романовой (очевидно по мужу). То есть прозвание уже приобрело качество фамилии. В феврале 1864 года у пары родился сын, которого снова назвали Алексеем (скорее всего первый мальчик к этому времени умер).

В записях за эти годы несколько раз встречается женское прозвание Романова, но оно не совпадает с прозванием мужа, а значит, скорее всего, является отчеством. Известны Марфа Романова, жена Алексея Сидорова из Рожновки, и Ольга Романова, жена Петра Иванова из Растовца. У последней пары родилось пятеро детей: Пелагея (1849), Георгий (1850), снова Пелагея (1852), Иван (1856) и Агафья (1859).

Очень интересной мне показалась другая пара: сельца Острога временнообязанный крестьянин Илья Петров и его жена Мария Сергеева. В другой записи Илья Петров назван «временным крестьянином». Первый ребенок Ильи Петрова и Марии Сергеевой – девочка Мария – родился в апреле 1861 года. В мае 1863-го родилась Гликерия, а в сентябре 1865-го – еще одна девочка – Вера.

А дальше, наверное, мог бы следовать мой прапрадед Петр Ильич Романов, родившийся в 1868 году (но, напомню, книга заканчивается 1865-м годом). Конечно, возможно, что дед родился в семье крестьянина Ильи Романова (правда, упоминания о такой семье не встречается на страницах сохранившихся метрик). Но велика и другая вероятность: Илья Петров мог быть записан в метрике по отчеству. Фамилия вполне могла быть Романов, но в церковной книге было достаточно прозвания – отчества. Все могло зависеть от священника, ведшего запись, или от того, как представился сам человек: по фамилии или по отчеству.

И сына своего Илья Романов, конечно, мог назвать Петром – в честь своего отца. Причем имена Илья и Петр в таком случае становятся родовыми: так называли Романовых не в одном поколении. Сестра моего прапрадела Петра – Елена Романова назвала своего сына Ильей, в честь своего отца.

Одним словом, наверняка не скажешь. Нужно еще учесть, что определенная логика, следующая, например, из частотности называния людей по отчеству, а не по фамилии, для того времени еще не работает. Все было еще очень неустойчиво. В одном случае так, а в другом иначе. Без определенности. Равно как и орфография: искомая фамилия может быть записана по-разному в разных источниках.

Так что вполне может быть, что в метрических книгах растовецкой Казанской церкви я увидела имя матери моего прапрадеда: Мария, и имена его дедов: Петр и Сергей. А также записи о рождении его старших сестер: Марии, Гликерии и Веры. Ничего этого я не знала, никаких упоминаний в семье не сохранилось. Для меня эта находка выглядит убедительной. Но в семейном древе эти имена конечно будут со знаками вопроса. Потому что на доказательства здесь, увы, рассчитывать не приходится: слишком мало чего уцелело.

Любопытное

Из метрических записей за 1848-1865 годы выясняется несколько интересных подробностей о жителях окрестных деревень. Так, в Казанскую церковь несколько раз приезжали крестить своих детей мещанин Курляндской губернии, города Митавы, лютеранин Яков Федорович Рахольс (в этом случае отчество и фамилия уже разделены) и его жена Фекла Николаева, православного вероисповедания. В апреле 1849 года у них родился сын Александр; в мае 1851-го – сын Николай; в марте 1856-го – третий сын, Василий.

Известно также, что в Острогах жил коломенский купец Тимофей Игнатьевич Шапошников с женой Александрой Николаевой. У них в марте 1858 года родился сын Василий.

Спасибо дочитавшим! В следующий раз – о метриках начала XX века.