Найти тему
Наталья Баева

Янки в роли Прометея.

Роман Марка Твена "Янки при дворе короля Артура", пожалуй, один из ранних образцов фэнтези. И едва ли не самый известный.

- Сэр, готовы ли вы сразиться со мной?
- Сэр, готовы ли вы сразиться со мной?

А Фэнтези, к исторической прозе отношения не имеет, даже если действие происходит не в Средиземье, в "средневековом" антураже, а в конкретную историческую эпоху.
Жанр, в котором "прописаны" все создания народной фантазии, от эльфов до единорогов, где перемещения во времени так же естественны, как и в пространстве - это жанр совершенно самостоятельный, родственный сказке и философской притче.

Возникновение легенды о мудром короле, сумевшем собрать вокруг себя всё самое лучшее, самое честное, доблестное и прекрасное, что только могло породить его время, относится к шестому веку.

-2

Но разрозненные сказания были объединены в эпическое полотно лишь в пятнадцатом столетии английским писателем Томасом Мэлори. В девятнадцатом Артуровский цикл обрёл невиданную популярность, вплоть до того, что само имя "Артур", забытое на тысячелетие, вернулось в активный обиход.

По современной классификации эти легенды - типичное "фэнтези", ведь наряду с людьми в этой фантастической Британии живут волшебники, драконы, феи и Маленький народец зелёных холмов...

Приключения начинаются сразу за порогом замка.
Приключения начинаются сразу за порогом замка.

В итоге реальные приметы времени вплотную смыкаются с миром фантастики и приключений, и вот уже читателю раннее средневековье кажется Золотым веком человечества!

Артур и Джиневра.
Артур и Джиневра.

А скептически настроенный американец эти представления высмеял так, что не оставил и камня на камне от очередной легенды о потерянном рае! Сумев при этом высмеять именно наивность своих современников.

Итак, парень по имени Хэнк Морган, механик, мастер на все руки, привыкший в жизни рассчитывать только на себя, свято верящий в благотворность технического прогресса и американскую мечту, иными
словами, настоящий янки - неведомым образом провалился в шестой век и попал ко двору легендарного короля.

-5

В мир без техники, без знаний, без элементарных бытовых удобств. За кого приняли его самого? Конечно же, за нечистую силу! Лишь остроумие помогло избежать костра, да и некоторый запас знаний пригодился.

И если в этой реальности тоже знание - сила, то почему бы не стать здесь Хозяином? Нет, к чести героя, власть сама по себе его не интересует. Надо просто... научить этих людей уму - разуму. А то ведь нельзя же настолько погрязать в невежестве?

Здесь поверят любой выдумке, любой сказке из уст "благородного" - вот рыцари и соревнуются в сочинении хвастливых врак о драконах и великанах. Но, с другой стороны, ведь путешествия - то они совершают настоящие? Ведь не знают, с чем столкнутся, и готовы ко всему? А что если помериться с этими "предками" жизнестойкостью?

Удалось втравить в такую авантюру самого короля! И увидел король своими глазами, что в его "доброй и весёлой" Англии простонародье чувствует себя почти счастливым, если может просто "жить и не умирать". Здесь владелец земли - полный хозяин тех, кто живёт на этой земле, и только ему решать, прикончить ли подданного сразу, или прежде помучить в меру своей изобретательности.

И там, где может помочь, Артур помогает. В крестьянском доме, который "посетила чума", он принесёт умирающую девочку к её умирающим родителям - проститься... И янки, отнюдь не сентиментальный, скажет себе, что увековечил бы короля именно так - как аллегорию Великодушия. Несущего Смерть на руках.

Но кто поможет ему самому, когда его едва не повесили? Невозможно же поверить, что бродяга без свиты - это король?!

-6

Конечно же, рыцари, доблестные хвастуны. На конях не успели бы! Хорошо, Хозяин успел наладить производство велосипедов и телефонов!

-7

А уж что здесь считается "святостью"! Картины жизни монастыря - блистательный образец марк-твеновской сатиры. И здесь техника оказалась очень не лишней: без бура и насоса никак не восстановишь пересохший святой источник. И во все концы королевства эту новость принесёт газета!

Уморительный сюрреализм: телефон, велосипеды, газета, железная дорога в мире легенды и мифа! Но, по мысли неутомимого янки, техника непременно изменит этот нелепый мир. В корне изменит - люди станут другими! Ещё немного - и равенство - братство для них будут естественны. И сами не поверят, что всего несколько лет назад полагалась смерть за оленя, подстреленного в королевском лесу!

-8

Нельзя, однако, не признать, что реальность, с точки зрения янки совершенно непригодная для жизни, создаёт незабываемые характеры. Прекрасен и сам Артур - король, которому не стыдно служить, и его рыцари. Некоторые. Но, увы, не все.

Многие поняли, что при техническом прогрессе они окажутся просто лишними!

Безусловно, прочитав озорную пародию Твена, захочется узнать, "как оно там было на самом деле", прочесть и исторические хроники.

Но и "шуточный" роман наводит на размышления, совсем не шуточные.

Почему Хэнк Морган, возвращённый неведомой силой в родной девятнадцатый век, буквально умирает от тоски? Казалось бы - будь счастлив, что человек, благодаря столь любимой тобой технике, стал великаном?

Оказывается, нет приобретений без потерь. И потеряно что-то такое, чему Янки не находит названия. Душа? Помилуйте, он - материалист. И всё равно - измельчали потомки.

А читатели двадцатого века увидели в этой книге и то, чего не обнаружили современники. "Можно ли ускорить прогресс?" - задался вопросом автор, и решительно ответил: "НЕТ!"

"Общественно - экономическая формация" - не искусственное обобщение, и уж тем более, не миф. Можно попытаться "перепрыгнуть" через эпоху, можно принести цивилизацию народу, который живёт в каменном веке, но... надолго ли?

Если не выстрадали, не создали сами, не получится ли так, что поиграют - и потеряют интерес? И тогда "рыцарство", раздосадованное потерей своего влияния, заговорит об "обычаях, традициях, исконной вере"... и о потерянном рае.