Найти тему
62,9K подписчиков

Какой император такая и гвардия

35K прочитали
«Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Художник Жак Луи Давид. Изображение из открытых источников.
«Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Художник Жак Луи Давид. Изображение из открытых источников.

Автор: Прохожий.

В то время как в Париже шли приготовления к коронации императора Наполеона I, во французской колонии Сан-Доминго начинал своё восхождение к вершинам власти, неграмотный, крайне эксцентричный, бывший чернокожий раб Фостен-Эли Сулук. Тень Наполеона преследовала впечатлительного Сулука всю жизнь. Однако, став императором, он вошёл в историю как жалкая пародия, карикатура на своего французского кумира.

Карьера Сулука представляла собой отражение истории острова Эспаньола («Испанский остров») , который Христофор Колумб присоединил к Испании ещё в период первого путешествия в Новый Свет. Жестокая эксплуатация завезённых рабов и местного населения, а также лихорадки и чума быстро обезлюдели открытые земли. Дошло до того, что бывшим африканским рабам самостоятельно пришлось поднимать хозяйство и управлять плантациями. В 17 веке французы оккупировали западную часть острова, присвоив ей название Сан-Доминго. Колония вскоре стала самой процветающей из заморских территорий Франции, отметившись производством сахара, кофе и индиго, в то время как испанская восточная часть влачила жалкое существование.

После начала Французской революции чернокожие рабы, составлявшие около 90 процентов населения колонии, восстали, потребовав равных прав с белыми господами, а в 1804 г. основали республику Гаити. Попытки Наполеона I вернуть богатейшие заморские территории путём отправки экспедиционного корпуса не увенчались успехом из-за эпидемий, яростного сопротивления рабов и более насущных проблем в Европе.

Фостен-Эли Сулук присоединился к революционной армии Гаити в качестве рядового в 1803 году в возрасте 22 лет. Трудно сказать, понимал ли он события, происходившие вокруг него, однако, несмотря на ограниченность, он смог произвести впечатление на командиров. С окончанием революционных войн не всем солдатам было разрешено поступить на службу в новую гаитянскую армию. Сулук же был произведён в лейтенанты и назначен адъютантом к одному из революционных вождей, генералу Андре Ламарру.

В 1810 г. во время подавления одного из восстаний, отряд генерала Ламарра потерпел поражение, а сам полководец был убит пушечным ядром. Адъютант Сулук вырезал сердце своего командира и привёз в столицу, где оно впоследствии с помпой было захоронено. Этот поступок произвёл неизгладимое впечатление на президента республики Александра Петиона, который немедленно назначил молодого офицера в свою конную гвардию.

Как отмечали современники, пытавшиеся впоследствии выяснить причины взлёта Сулука, офицером он был «недалёким и ничем не примечательным». Однако, каждый последующий президент (а они менялись на Гаити с завидной регулярностью), признавал ценность Фостена Сулука и считал своим долгом продвинуть офицера по службе. Так, Сулук прошёл все ступени военной иерархии, побыв командующим эскадрой республики Гаити, полковником гвардии, генералом и главнокомандующим Дворцовой гвардией.

Революционный генерал Сулук расправляется с политическими противниками. Изображение из открытых источников.
Революционный генерал Сулук расправляется с политическими противниками. Изображение из открытых источников.

В 1847 г. Сулуку уже было 65 лет. Если бы наш герой ушёл в отставку, вероятнее всего он бы остался обычной сноской в учебнике гаитянской истории. Однако, разразившийся политический кризис выдвинул генерала в первые ряды. Мулатские правящие круги сделали ставку на невежественного и недалёкого Сулука, пропихнув его в президенты. Расчёт строился на том, что власть новоиспечённого главы будет номинальной, а править страной за его спиной будет элита.

Однако, как оказалось, элиты допустили серьёзный просчёт, представляя генерала «бедным неграмотным негром». Сулук оказался далеко не простаком, но самое главное, он умел выживать в круговерти революционных событий, заговоров и политических кризисов. В начале 1848 г. Сулук, опираясь на поддержку негритянских генералов, сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив мулатскую верхушку от руководства страной. По всей стране проводились облавы. Те, кто не успел бежать, подвергались арестам и, практически сразу, казням. Страна погрузилась в атмосферу страха и жестокости. Опорой режима стали вооружённые силы, а также полувоенные формирования местных хунвейбинов («зинглинов») .

Революционная армия Гаити выступает в поход (по версии европейских художников). Изображение из открытых источников.
Революционная армия Гаити выступает в поход (по версии европейских художников). Изображение из открытых источников.

Будучи неграмотным, президент строил свою работу с документами следующим образом: сначала новости зачитывал один специальный чтец, а затем, во избежание обмана, тот же документ озвучивал другой человек. Несмотря на неоднократно предпринимаемые попытки научиться читать, Сулук так и не освоил грамоты. Он был необучаем.

Гаитянская экономика была в глубоком упадке, а чистки населения устроенные Сулуком, ещё более загоняли страну в кризис, вызывая потерю доверия со стороны иностранных правительств и деловых кругов. Единственным выходом из ситуации была внешняя экспансия.

Сулуку уже давно мозолила глаза находившаяся на востоке острова мулатская Доминиканская республика, возникшая на осколках бывших испанских колоний. В марте 1849 г. собрав мощные силы вторжения, численностью до 5 тыс. человек генерал Сулук двинулся в поход, чтобы завоевать доминиканцев и объединить остров под своей властью. Войска мулатов были немногочисленны, но хорошо вооружены и находились под началом способного генерала Педро Сантаны. В короткие сроки гаитянская армия под личным командованием генерала Сулука была разгромлена. Было потеряно много людей, пушек и лошадей, а сам полководец едва не попал в плен.

Счастливо вернувшись в столицу, Сулук объявил поход на мятежных мулатов серией выдающихся побед, закончившихся виртуозным тактическим отступлением. Запуганный Сенат встретил «победителя» триумфом. 26 августа 1849 г., на фоне народного подъёма, Сулук провозгласил Гаити Империей, а себя - императором Фостеном I . В тот же день сенаторы водрузили на голову повелителю сделанную в кустарных условиях, обильно покрытую позолотой корону из папье-маше. Однако, не о такой коронации мечтал Сулук.

Император Гаити Фостен I собственной персоной. Встречаются интересные описания императора: "...по своим манерам он представлял собой дитя, из глаз которого исходили довольно неопределённые вспышки, напоминающие ясное и удивлённое выражение чувств 6-летнего ребенка. Умная, сонная утончённость засыпающего кота." Изображение из открытых источников.
Император Гаити Фостен I собственной персоной. Встречаются интересные описания императора: "...по своим манерам он представлял собой дитя, из глаз которого исходили довольно неопределённые вспышки, напоминающие ясное и удивлённое выражение чувств 6-летнего ребенка. Умная, сонная утончённость засыпающего кота." Изображение из открытых источников.

Три года было потрачено на подготовку настоящих коронационных торжеств, вдохновлённых гравюрами и картинами с изображением коронации Наполеона Бонапарта. Во Франции была заказана Бриллиантовая корона, обошедшаяся бюджету в неслыханную по тем временам сумму 100 000 долларов, держава, скипетр, горностаевая мантия, холодное оружие, усеянное драгоценными камнями и прочие атрибуты императорской власти. Ещё один малый комплект символов власти предназначался императрице.

Солдаты гаитянской революционной армии. Изображение из открытых источников.
Солдаты гаитянской революционной армии. Изображение из открытых источников.

Свою гвардию император нарядил в роскошную военную форму, сшитую в Марселе по французскому образцу. Главной «изюминкой» стали меховые шапки, как у наполеоновских «ворчунов». Меха для их отделки были закуплены в России. Учитывая климат на Гаити, такая форма на местных солдатах смотрелась как минимум глупо и неуместно. Французские представители, находившиеся при императорской особе, светились от счастья, обнаружив на меховых шапках гвардейцев массивные вычурные бляхи с воинственными напутствием на родном языке:

«Покупайте марсельские сардины. Наши сардины самые лучшие во Франции.»

Коронация со всей присущей Гаити помпой состоялась 18 апреля 1852 года на Марсовом поле Порт-о-Пренса и поглотила весь государственный бюджет. Впрочем, император Фостен I был далёк от таких мелочей. Он продолжал жить в роскоши, не видел суровых реалий и бедственного положения народа. По образу и подобию Наполеона, Фостен I начал создавать собственную черную аристократию, которая должна была стать опорой его правления. Островную дворянскую элиту составили четыре принца, 59 герцогов и бессчётное количество графов, баронов и других знатных персонажей.

Коронация милостью божьей императора Гаити Фостена I. Зарисовки специального корреспондента канала "Тыжисторик" в республике Гаити.
Коронация милостью божьей императора Гаити Фостена I. Зарисовки специального корреспондента канала "Тыжисторик" в республике Гаити.

Избранным Фостен I даровал поместья с плантациями, которые когда-то принадлежали белым хозяевам. Так на Гаити появилась целая россыпь дворян, у которых фамилии были образованы от названий плантаций. Например, герцог Лимонад, получил плантации с лимонами, а герцог Мармелад был осчастливлен хозяйством по производству варенья.

Ещё одним помощником в установлении авторитарной власти Фостен I выбрал культ Вуду. Императора постоянно сопровождали несколько жрецов синкретической веры. Вуду на государственном уровне было приравнено к католической религии. При этом, Фостен I не оставлял надежды освящения своей коронации Ватиканом (нужно, чтобы было как у всех настоящих императоров). Правда, как только Святой престол узнал о Вуду, все переговоры были немедленно свернуты.

Тем временем, экономическая ситуация на Гаити продолжала ухудшаться. Хозяйства приходили в упадок, плантаторская аристократия разорялась, а красивые титулы не приносили финансовой выгоды и не кормили «высокородных» отпрысков дворянских семей. Жалкие, наполовину голодные императорские солдаты были низведены до состояния рабов. Солдат за мизерную плату заставляли работать на королевских плантациях, а к недовольным и склонным к безделью применялись суровые наказания. Вскоре император превратился в деспота, потеряв поддержку народа, аристократии и армии.

В 1858 году император Фостен I был свергнут в результате заговора генералов и министров. 77-летний правитель выступил против мятежников с личной гвардией численностью около 3 тыс. человек. В походе большинство солдат разбежалось. Фостен I собрал свои ценности и щедро заплатил оставшимся гвардейцам, за охрану и сопровождение до французского посольства, где можно было укрыться от озлобленных гаитянцев.

В то время как в Париже шли приготовления к коронации императора Наполеона I, во французской колонии Сан-Доминго начинал своё восхождение к вершинам власти, неграмотный, крайне эксцентричный, бывший-10

Затем император и его семья были препровождены на британский корабль, который за крупную сумму вывез их на Ямайку, куда традиционно отправлялось большинство гаитянских изгнанников. Слухи бежали впереди судна, поэтому в порту его уже ждали разъярённые политэмигранты, вынужденные бежать с Гаити за время правления самого Фостена I …

В то время как в Париже шли приготовления к коронации императора Наполеона I, во французской колонии Сан-Доминго начинал своё восхождение к вершинам власти, неграмотный, крайне эксцентричный, бывший-11

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и оставайтесь на связи. Подписывайтесь на канал "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.

ССЫЛКА на канал автора: ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА

В продолжение, для любителей интересных фактов:

ПОЛИТИКА, КОТЫ И ДАУНИНГ-СТРИТ