Данная статья не содержит прямого призыва к действию. Вся информация взята из открытых источников. Я не в коей мере не побуждаю кого-то к совершению подобных действий. Совершая подобные действия вы должны осознавать, что несете всю полноту ответственности в рамках административного и уголовного права.
И так, решил написать для вас небольшую статью, в которой рассмотреть возможность ездить на общественном транспорте бесплатно. Всё началось с того, что, однажды, по пути на работу, находясь в салоне автобуса, услышал диалог кондуктора с одним из пассажиров. Пассажир доказывал, что он оплатил свой проезд посредством банковской карты, привязанной к платежной системе в смартфоне, и даже демонстрировал результат оплаты после поднесения смартфона к терминалу оплаты. Кондуктор же, в свою очередь, парировала тем, что чек из терминала не вышел, поэтому, он не может принять факт оплаты и нужно оплатить проезд. Надо отдать кондуктору должное. Она не растерялась и действовала руководствуясь логикой: нет чека, нет и оплаты. Уж не знаю, есть ли у кондукторов какие-либо инструкции на такой случай, но свою позицию она отстояла. И тут я задумался: "А возможно ли осуществить проезд не оплатив его". Это не просто "зашкериться" куда-то, когда в транспорте много народа и ехать "зайцем", а сделать так, чтоб получить билет, но не платить ни копейки за это.
Современные устройства для удобства могут работать по технологии NFC. Мы уже привыкли оплачивать свой проезд банковской картой, проездной картой или с помощью мобильного телефона. Всё реже можно встретить людей, которые оплачивают поездку в общественном транспорте наличными деньгами. Да и стоимость проезда при оплате наличными немного выше, чем при оплате банковской картой. К примеру, у нас в городе стоимость проезда за наличные деньги 32 рубля, при оплате банковской картой 29 рублей. Одно время, вообще, действовала акция, что при оплате картой МИР стоимость проезда становилась 23 рубля. Для тех, кто совершает много поездок - это может быть существенной экономией в течение месяца.
Но как вообще не платить за проезд, но получать билет? для начала, давайте немного пофантазируем. Представьте, что есть некое приложение, которое устанавливается на смартфон и эмулирует работу платежной системы, но при этом не производит ни каких действий с банковской картой. Используя модуль NFC вы подносите смартфон к терминалу, приложение выводит на экран картинку, что произведена оплата. А что, отрисовать интерфейс для этого не должно быть сложной задачей. Но тут нужно разбираться в работе самого NFC и уметь написать программный код для такого приложения. Если наглости будет достаточно, то обладатель такого софта на своем смартфоне "упрется рогом" и будет доказывать, что оплата прошла и требовать свой билет. Билет конечно же не выйдет из терминала, но тут в дело вступает социальная инженерия. Многим известно что подобные методы используются мошенниками чтоб завладеть денежными средствами других людей. Ну, да ладно. В данном случае, кондуктору достаточно стоять на своем: "нет ножек, нет и мультиков", то есть, "нет билета, нет и оплаты". Оплатил пассажир проезд или нет, пусть в этом потом разбирается контролёр. В конце концов, кондуктор не технический специалист, чтоб выяснить причину, по которой билет не вышел из терминала. У других пассажиров всё нормально - билеты получены, значит терминал исправен. Вообще не должно волновать, почему у одного из всех пассажиров билет не был сформирован. Банковские системы, стоп лист, работа терминала оплаты - это всё не забота кондуктора.
Однако, зачем "изобретать велосипед", если всё уже придумано до нас? Это я к тому, что полазив 10 минут в интернете, нашел интересную информацию... Вся суть схемы бесплатного проезда сводится к тому, что деньги списываются с карты не сразу. А только тогда, когда транспорт, следующий по своему маршруту, заезжает в ДЕПО или во время пересменки. Кондуктор выгружает данные с терминала и происходит транзакция. После этого деньги списываются с вашей банковской карты. Таким образом работают большинство терминалов. Если денег для оплаты на момент списания не достаточно, то карта попадает в стоп лист. Чтоб карту вывести из этого стоп листа, нужно её пополнить на недостающую сумму, деньги в течение суток спишутся и карта будет разблокирована для последующих поездок. Если карта осталась заблокированной, то можно позвонить по номеру телефона, который обычно указан в любом общественном транспорте и узнать причину, по которой карта по-прежнему заблокирована. И вот тут есть уязвимость. Банки и платежные системы позволяют выпустить виртуальные карты, которые можно дополнительно привязать к платежным системам google pay, apple pay и другим. К примеру, вы можете зарегистрироваться в Юмани, создать себе кошелек, получить там виртуальную карту (которую привязать к google pay). И оплачивать смартфоном проезд в течение дня. Как только карту заблокируют (попадет в стоп лист), отвязать её от google pay и использовать для оплаты приложение Юмани. Можно завести виртуальную карту Киви, Сбер, Тинькофф, ПочтаБанк. В Юмани можно одновременно выпускать до 10 виртуальных карт. Для привязки к Google Pay нужно завести новый аккаунт. При всех новых регистрациях использовать VPN. Карта созданная в Юмани, привязывается к GPay. Первый день оплачиваете приложением Юмани. Нужно понимать как работает транспорт, к примеру, маршрутка только приехав в гараж передаст базу оператору перевозок, потому, карту можно не перевыпускать до вечера. А обычный автобус может в обед сменить экипаж и карту заблокируют. Если карта в Gpay, то можно день доездить на маршрутках а если в бан улетает карта в приложении Юмани, то аккаунт заблокируют и докататься по Юмани не получится. Во время последней поездки, когда знаете, что точно уже не поедете, карту закрываете. Утром открываете новую, второй день также можно ездить по Юмани. Обычно это 3-4 перевыпуска. Так аккаунт может прожить 3-4 дня. Когда уже не дают перевыпуск карты для оплаты через приложение (обычно на последней перепривязке), переходите на Gpay. Там карту еще три раза можно отвязать и привязать обратно. Итого - аккаунт может прожить 5-6 дней. Его не удаляете а куда-то сохраняете. Через месяц можно будет снова повторить схему с оплатой приложением Юмани. Если получилось так, что оператор системы отправил в платежную систему запрос на списание средств, то карту моментально блокируют. В таком случае, вы попрощаетесь с этим аккаунтом на месяц, но можно проехать по карте, что привязали в Gpay.
Обратите внимание на терминалы, которые используют кондуктора. Если это модель new8210, или здоровенный как советский калькулятор, то такая схема проезда будет работать. Схема не сработает с терминалами банковской оплаты т.к. они сразу списывают деньги. В метро установлены более продвинутые терминалы, которые вас могут пустить, но сразу отправят данные карты на сервер оператора и карта через 5 минут будет в черном списке.
Так же вам понадобятся номера телефонов для регистраций аккаунтов. Но тут уж думайте сами, где их брать.
Нивелировать эту уязвимость, на мой взгляд, можно с помощью моментальной оплаты. Нужны терминалы, которые будут сразу списывать деньги с карты. Если денег не достаточно, то будет выводиться об этом сообщение. Сам терминал должен иметь постоянный доступ в интернет. Другое дело, как обеспечить работу таких терминалов? Ведь мобильный интернет ловит не везде, а автобус перемещается по городу и за городом.
Вот так можно проехать на городском общественном транспорте не заплатив за это. На самом деле, я этим методом не пользуюсь и всегда оплачиваю свой проезд. Помните, что на деньги, которые транспортное предприятие получает за перевозку пассажиров осуществляется ремонт подвижного состава, выплачиваются заработные платы сотрудникам, а так же производятся иные расходы. Если мы не будем оплачивать свой проезд, то транспорт будет как в 90-х годах - весь разваливается, постоянно ломается, в нем зимой холодно и его не дождешься.
Всем добра и помните, не оплатив проезд сегодня, завтра можно вообще ни куда не уехать!