Какая разница между «организационной структурой» и «организующей схемой»? На первый взгляд плюс-минус «те же яйца, только сбоку». Но это только на первый взгляд.
Загуглимся, завикипедимся и увидим, что оргструктура – это «документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений предприятия».
Чтобы разработать такую структуру, владельцу необходимо изучить собственную организацию, понять из каких подразделений она состоит и установить иерархию между этими подразделениями (т. е. определить, кто кому подчиняется). Когда завершена, получится документ-схема, отражающий ситуацию, которая была на тот момент, когда оргструктура создавалась.
Компании, которые начинают пользоваться такими оргструктурами, через некоторое время приходят к выводу, что для того, чтобы успеть за собственным расширением, необходимо кардинальным образом поменять оргструктуру. Требуется упразднить некоторые подразделения, путём их слияния с другими, создать новые департаменты, переподчинить некоторые структуры.
Ну, надо – значит надо. Потратили ещё время и вновь переработали оргструктуру.
И так постоянно. Руководители и собственники вынуждены вновь и вновь перекраивать структуру своих компаний. Получается, что оргструктура постоянно «догоняет» развитие организации. Она всё время отстаёт.
«В супе что-то не хватает»… Чего?
1. Не отражена цель существования компании – её продукт;
2. Глядя на оргструктуру, невозможно понять основной бизнес-процесс компании;
3. Не хватает универсальности. Они отражают состояние организации в определённый момент, не помогают действовать на опережение при её развитии.
3-й пункт, пожалуй, самый неприятный. Наверное, поэтому частенько можно услышать, что «администрирование замедляет расширение».
Совершенно иная картина, если владельцы и руководство используют не организационные структуры , а организующие схемы . В основу организующей схемы (оргсхемы) положена идея, что она должна стать эффективным инструментом управления. Задача оргсхемы – помогать расширению, предвидя его, а не служить простой картой иерархии подразделений, фиксируя существующее положение дел.
Само название наводит на мысль, что организующая схема должна помогатьорганизовывать . В её основе не структура, а функции. Это инструмент, позволяющий предвидеть и заранее предпринять выверенные административные действия: Какую функцию надо усилить? В каком подразделении должны появиться новые сотрудники? Где самое слабое место? Оргсхема подсказывает ответы.
Главное: оргсхема – описывает основной бизнес-процесс компании. Если он не описан, то вы не сможете стандартизировать компанию. Используйте организующие схемы, и вы увидите, насколько вам станет удобнее руководить
Тех, кто ищет инструменты для стандартизации бизнеса, я приглашаю 18-19 марта на свой офлайн (живой) семинар «Бизнес на флешке». Нажмите здесь, чтобы узнать подробности.