Если бы меня кто-то спросил, то лучшим фильмом Кристофера Нолана я бы назвал "Интерстеллар", однако, безусловно, самым сложным, буквально, многоуровневым мне все-таки видится "Начало" - блистательная фантастика с оригинальной идеей и эффектной подачей. Каждый раз, натыкаясь на этот фильм в телевизоре, я досматриваю его до конца и каждый раз силюсь проверить расчеты, которые ведут герои. Сегодня пришло время изложить цифры на экране - и прежде всего меня интересует ответ на вопрос, сколько заняло в реальном времени путешествие Доминика Кобба и его жены Мэл в лимб, где они за 50 лет сумели выстроить целый город небоскребов.
Давайте вспомним правила, по которым работает вымышленный препарат сомнацин, позволяющий героям "Начала" подгружаться в сны других людей. Кроме того, что сомнацин вводит нескольких человек в состояние единого сна, он еще и трансформирует понятие времени. По словам Кобба, Артура и Юсуфа можно понять, что погружение в слои подсознания влияет на функции мозга, и время как бы замедляется. «Пять минут в реальном мире равны часу во сне», - говорит Артур. «И когда вы войдёте в сон внутри сна, эффект умножается», - продолжает Юсуф.
Из этого мы делаем вывод, что каждый уровень сна увеличивает временной отрезок в 12 раз. Однако перед началом основного действия фильма Юсуф сообщает, что несколько усовершенствовал снотворное и теперь время на разных подуровнях меняется в пропорции 1 к 20. Дальнейшее несложно подсчитать с помощью простого калькулятора: запланированная командой Кобба 10-часовая работа с подсознанием Фишера на первом уровне сна превращается в 8 дней, на втором - в 5,5 месяца, на третьем - в 9 с хвостиком лет. Это не слишком сильно расходится с тем, что сказано в фильме: «Неделя на первый уровень сна, полгода на второй, и на третий…» - «…Десять лет».
Но это еще не всё - существует и нижний уровень подсознания, так называемый Лимб, из которого сложно найти выход, и в котором время замедляется еще сильнее. Во время своих экспериментов Кобб и Мэл провели, по словам Извлекателя, 50 лет и счастливо состарились вместе. В Лимбе же в какой-то момент оказался и Сайто, именно поэтому во время встречи с Коббом японец выглядит настолько дряхлым - в ожидании он провел 180 лет (видимо, умереть в Лимбе затруднительно).
Пока подсчеты нас не обманывают, хотя, конечно, в двухсотлетнего старика Сайто поверить сложно. Но в истории с Коббом и Мэл математика зрителей подводит. Точнее, подводит она Нолана, который забыл, что 20-кратный сомнацин был изобретен много позже первых экспериментов Кобба с совместными сновидениями. Поэтому-то и не работает рассказ Доминика Ариадне о том, что они с Мэл проспали пять часов, а в Лимбе за это время прошло 50 лет - это было бы возможно, только если бы препарат был усиленным. Да и то, простой подсчет показывает, что в таком случае реальный сон длился бы 2 часа 40 минут.
Если же исходить из изначальных характеристик сомнацина, то погружение Кобба и Мэл в совместный лимб, продлившееся там 50 лет, трансформируется в реальном времени в 21 час - неплохой такой отдых выходного дня. Таким образом, отвечая на вопрос из заголовка, получается, что полвека строительства небоскребов в подсознании укладываются в сутки крепкого здорового сна. О чем говорит такая погрешность в расчетах или словах Кобба? Возможно, ни о чем. А возможно, это еще одно подтверждение той теории, что Извлекатель к финалу фильма так и остался запертым в своем сне.
Надеюсь, мои подсчеты вас не усыпили и не отправили крутить волчки в сонном подсознании. Уверяю, дальше будет только интереснее. Заглядывайте на канал Киноведа в штатском, читайте, смотрите, берегите близких, не болейте, и...
Увидимся в кино!